Мыслитель и киновед Михаил Трофименков совместно с критиком Мариной Кронидовой открывают в петерургском киноцентре "Дом Кино" цикл кинопоказов и лекций "Совкино: Союз неуршимый". Начнется она с лекции и показа фильма "Сорок первый" Григория Чухрая 11 мая в 19.00, вход свободный.
СССР был уникален и как государство нового типа, и как экономическая формация, и как единственная в расистском мире страна, провозгласившая интернационализм. И как социальное государство, и, прежде всего, как общество победившей культурной революции. Даже те в мире, кто не разделял коммунистических идей, восхищались культурным строительством в СССР.
Ленинский принцип «из всех искусств важнейшим является кино» лег в фундамент мощнейшей киноиндустрии, совмещавшей голливудский размах с европейской культурой, жанровый профессионализм со свободой авторских поисков, включенность в мировой контекст с национальным многоцветием.
Советское кино строилось как конгломерат кинематографий союзных республик. До революции производство игровых фильмов в зачаточном состоянии существовало в Азербайджане, Латвии, Эстонии и на Украине, с 1920-х годов - в независимой Литве. В Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане кинематографии были созданы буквально с нуля.
ВГИК – первая в мире киношкола - стал кузницей национальных кадров, режиссеры «из центра» стояли у истоков республиканских студий. И вскоре такие понятия, как «украинское поэтическое кино» или «грузинская школа», стали известны во всем мире, наравне с неореализмом или «новой волной».
Цель программы – не только напомнить об уникальном, централизованном строительстве и расцвете национальных культур в СССР. Что, впрочем, тем более актуально, что – за редкими исключениями – постсоветские кинематографии, если не лежат в руинах, то являются лишь бледной тенью себя, прежних. Но и, прежде всего, напомнить об эпохе дружбы народов, того самого «союза нерушимого», который «сплотила навеки великая Русь».
Четырнадцать фильмов представляют четырнадцать республик СССР. Пятнадцатый - «Сорок первый» (1956) Григория Чухрая выбран в качестве фильма открытия как программное произведение советского послевоенного кино, манифест революционной романтики и пример интернационального творчества.
Сорок первый. Годы гражданской войны. По белым пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они один на один останутся в пространстве песка, неба, моря и сложных чувств...