ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Воскресенье, 24 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2009-12-21
Юрий Нерсесов: «Аватар» против капиталистической глобализации
Самый дорогой в истории кинематографа блокбастер Джеймса Камерона «Аватар» получился упоительно красивым, но не слишком оригинальным по сценарию. Если позабыть о переносе действия в космос, мы увидим очередной пересказ истории о жадной корпорации, изгоняющей благородных дикарей из родной деревни, чтобы поживится расположенными не их земле полезными ископаемыми. В решающий момент буржуйский наемник, влюбившись в прекрасную папуаску, переходит на сторону ее племени, и, организовав туземных воинов, показывает оккупантам кузькину мать. Точно по такой схеме был выстроен «Солдат удачи» с Дольфом Лундгреном, использование против империалистических наймитов телепатически застроенного зверья впервые демонстрировалось в «Шине – королеве джунглей», а в последнее время все чаще стала показываться связь корпораций со спецслужбами, как в «Игоре по-крупному» с Джоном Кьюсаком. Особенно фильм Камерона напоминает снятую ещё в 1952 году американскую картину «Большие деревья». Только там действие происходит не в 2157 году на планете Пандора, а лет за двести до того на западе США, и война идет не с синекожими хвостатыми дикарями, а с ортодоксально-протестантской деревней не то баптистов, не то квакеров, но все остальное очень похоже. Аборигены, почти обожествляющие растущие рядом с их домами гигантские секвойи, распальцованная полукриминальная корпорация, главный герой в исполнении Керка Дугласа, плюющий на бизнес ради сердца прекрасной квакерши, трагическая смерть отца возлюбленной и финальный разгром гадов. Конечно, компьютерной графики в «Больших деревьях» нет и в помине, но фильм смотрится до сих пор. Поезд под откос летит красиво, Дуглас крут и обаятелен, эпизоды, связанные с хозяйственным правом и судопроизводством смешны до икоты и в то же время могут быть хоть сейчас использованы для практических занятий на любом юрфаке, да и тема соотношения веры христовой с правом на самооборону решена вполне опрично. В финале благостные квакеры, сокрушаясь от жестокости грешного мира, с грустью достают из сундучков заныканные винчестеры, а одна девица героических пропорций обходится и без ствола. Разнеся наймиту корпорации голову камушком размером с хороший арбуз, она садится на орудие убийства, вытирает лицо платочком, и, гордо глядя на восхищенных подруг, нравоучительно произносит: «И никакой, сестры мои, это не грех!» Изящная синекожая обитательница планеты Пандора в «Аватаре» нашпиговала тушку американского полковника морской пехоты отравленными стрелами и ограничилась торжествующим рычанием, но суть у нее та же: «Я девушка мирная, никуда из лесу не лезу, но ежели какая сволочь сунется, зараз глотку порву!» Кстати, именно пропагандой подобного - традиционалистского, но неагрессивного мироощущения фильм Камерона отличается от ранее снятого «Девятого района». Там тоже разоблачался жадный босс корпорации и его наймиты, но тараканоподобные инопланетяне не копошились у себя, а «поналетели» на землю, и потому от режиссерских призывов соблюдать их права плодиться, воровать и гадить за версту несет грязной антифой. Интересно, что в Советском Союзе, несмотря на ритуальные проклятия мирового империализма, подобных картин не снималось, и убить несколько американцев киношникам дозволили лишь в снятом на последнем издыхании СССР «Одиночном плавании». Баранизации населения это способствовало изрядно, и если в США персонажи типа Тимоти Маквея и Марвина Химайера не дают властям опустится до абсолютного свинства, то в России, где это свинство относительно собственного населения многократно выше, никого подобного не наблюдается. А если в какой-нибудь Кондопоге или Харагуне находятся решительные люди, то жвачно-телевизионное большинство в лучшем случае делает вид, что их это не касается. Между тем, Камерон при всей заштампованности сюжета все же делает шаг вперед не только в части компьютерной графики. В отличие от «Больших деревьев» и «Солдата удачи» корпорация крышуется силами не частных наемников, а морских пехотинцев, то есть – считай напрямую государством. Как уже говорилось, такое показывали и раньше, но «Игра по-крупному» рассчитана на куда более узкую и политизированную аудиторию, не слишком удачно снята, и очень плохо отрекламирована. Кроме прочего, в «Аватаре» видно, что процессы, высмеянные в «Игре по-крупному», уже завершены: США застроили под себя весь остальной мир. В последних кадрах мы слышим, что правящий режим довел Землю до вымирания, а в первых узнаем, что перед этим мир сопротивлялся, и нам даже говорят где. Полковник морпехов с гордостью сообщает, что его ни разу не ранило во время зачистки Венесуэлы (Привет амиго Чавесу!) Но то, что не удалось венесуэльцам, сделали пандорцы. Перед финальной атакой их синекожий вождь, опираясь на крыло красного боевого птеродактиля, воззвал к своему воинству «Братья и сестры мои!» Само собой, снимая фильм, Камерон не думал о товарище, произносившем похожие слова в 1941 году, но в преддверии его 130-летия получилось впечатляюще. Юрий Нерсесов |
2011-04-18
Мухаммад Амин Маджумдер: Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием. |