Как появились названия футбольных команд: «Спартак»? Да, да, лидер восставших гладиаторов, но почему именно «Спартак», а не «Пугачёв» или «Разин»? Потому что вся прогрессивная дореволюционная Россия зачитывалась одноимённым «подрывным» романом Рафаэлло Джованьоли. Читали про Древний Рим, а мечтали о восстании против прогнившего российского самодержавия. Тем более, что в качестве консультантов романа по психологии мятежников выступали гарибальдийцы, с большим знанием дела.
То же и о романе «Овод» Этель Лилиан Войнич, которым зачитывалось дореволюционное поколение. Кстати, касательно психологической точности персонажей автора консультировал её друг Сергей Кравчинский (псевдоним Степняк), великий теоретик и практик русского терроризма.
Упомяну и про любимейшее произведение русской дореволюционной молодёжи Феликса Гра «Марсельцы». В отличие от вышеупомянутых романов литературные достоинства этого опуса, как говорится, «ниже плинтуса». Вдобавок это лишь вырванный из сюжета отрывок из трилогии. Кроме того, двойной перевод – написано на провансальском диалекте, переведёно на французский и с него на русский. И единственная причина его популярности в России, так это описание эпизодов Великой французской революции: отряд революционеров из Марселя идёт пешком в Париж и по дороге, а также в самом Париже, «мочит» без пощады всех аристократов, которые встают на его дороге. Написано всё с элементами садизма, в чём и была главная суть.
То же о популярности Тараса Шевченко среди российских революционеров. Художественные достоинства его стихов их не очень интересовали, вот садистские описание погромов панов, шляхты и духовенства очень даже импонировали.
До революции, читая про Древний Рим, итальянских и французских революционеров и кровавых гайдамаков русская молодёжь видела перед собой примеры, как должны вести себя истинные революционеры. Воспитывался мятежный дух, психология восстания. Знание образов героев этих, а также и других подобных книг, очень пригодился в 1917 году. Дух восстания материализовался.
Старики рассказывают, как постепенно улетучивался в СССР ореол вокруг повстанца, который сам, по доброй воле избирал себе свой путь:
До войны считалось, что если ты был партизаном во время Гражданской войны – то это да, почётно. Не говоря уже про подпольную деятельность до революции. А если просто воевал в Красной армии – то это как бы пустяк, тебе в этом случае и никаких особых льгот не полагалось. А вот после войны всё стало наоборот, солдат был окружён большим почётом, чем партизан времён войны.
Теперь слово классикам.
Че Гевара:
Все презрительные слова в адрес партизана теряют отрицательный смысл и приобретают свое подлинное величие.
Карлос Маригелла:
Обвинение в терроризме или насилии не имеет более отрицательного смысла, в котором оно ранее использовалось. Оно приобрело новое одеяние, новую окраску. Оно больше не видится фракционным расколом, дискредитацией, а наоборот, представляет собой привлекательный момент. Сегодня быть боевиком или террористом — качество, которое делает честь любому человеку доброй воли, потому что это акт, достойный революционера, занятого в вооруженной борьбе против позорной военной диктатуры и ее чудовищ.
Сегодня на Донбассе идёт революционная война, повстанческая война. Война, где нет мобилизованных, а люди сами избрали свой путь свободе. Война такого типа, которую веками воспевали поэты, писатели, барды. О которой будут слагать песни и стихи.
И как бы не сложилась судьба Новороссии, её борьба уже вписана в историю золотыми буквами.
Александр Сивов