Я всегда любил детективы с необычными финалами. Таким как японские «Чудовище во мраке» Эдогавы Рампо и «Флаг в тумане» Сэйтё Мацумото. В первом преступника не находят, а во втором его оставляют на свободе, хотя ни малейшего сочувствия убийца старухи- процентщицы не заслуживают. Детективный комикс Ольги Лаврентьевой «ШУВ» столь же нешаблонен. Как традиционно выглядят истории о детях, расследующих преступления? Проявляя чудеса храбрости и смекалки, юные сыщики разоблачают бандитов, шпионов, чёрных магов или замаскированных инопланетных пришельцев. Тупые полицейские путаются у героев под ногами, всячески им мешают и даже пытаются посадить, но в финале посрамлены...Иногда получается удачно, иногда нет, но всяк глупо обвинять авторов в отходе от реальности: каноны жанра обязывают.
Тем интереснее художники, сумевшие выйти за привычные рамки, как Ольга. Загадочная смерть в её четвёртом комиксе имеется — сын соседа по даче, неприкаянный ветеринар Василий Шломов, то ли стреляется, то ли гибнет от руки своего отца (отсюда и название «ШУВ» — сокращение от «Шломов убил Васю»), но расследования как такого нет: кого могут разоблачить в реальной жизни 9-летняя девочка и её 7-летний брат? Вместо этого они придумывают всё новые и новые версии происшествия, а затем и посмертного существования Василия. (Который в реальности носил иное имя, хотя расстался с жизнью именно так, как нарисовано).
Создательнице «ШУВ» не впервой переносить на бумагу свои детские фантазии. В комиксе «Непризнанные государства» есть глава «Как управлять миром в тайне от родителей», где брат с сестрой создают собственную страну наподобие героев «Кондуита и Швамбрании» Льва Кассиля. Здесь похоже, но гораздо мрачнее: игрушечный медвежонок-террорист воюет с таким же плюшевым президентом России, потом они затевают совместный бизнес, а кукла Барби становится их путаной. Тем временем в стране мёртвых идёт своя война, одновременно похожая и непохожая на кровавые разборки живых...
Детали этой войны особенно хороши. Атмосфера, ощутимо напоминающая Стивена Кинга, и тут же полка с его книгами и комментарием: «Омерзительный писатель судя по обложке». Мёртвый лидер группы «Кино» высаживает Васю у остановки с надписью «Цой жив». Давно скончавшаяся старушка с интересом изучает «Лунный календарь садовода и огородника»... Поэтому, не смотря на сумрачную атмосферу и чёрно-белую гамму, комикс получился жутковатым, но весёлым и желания плакать над ужасами «проклятых 90-х» лично у меня не вызвал.
Скорее подумал о безднах фантазии, скрывающихся в голове ребёнка, у которого нет мегабайтов компьютерных игрушек. Порадовался, что выросшая девочка не забыла образы, порождённые отчасти своим буйным воображением, отчасти теми самыми 90-ми, которые мы смогли увидеть детскими глазами. Ну и пожалел, что пока не планируются комиксы с новыми посмертными похождениями Василия Шломова. Их экранизация могла бы понравиться даже «омерзительному судя по обложкам» Стивену Кингу.
Юрий Нерсесов