Тут с неприятным изумлением узнал, что на режиссёра Сергея Дворцевого был наложен штраф в 7 миллионов рублей за срыв сроков производства фильма «Айка», который в прошлом году получил в Каннах золотую пальмовую ветвь. Это второй художественный фильм Дворцевого, который получил награду на Каннском фестивале. По этому поводу я брал у Сергея интервью весной прошлого года.
Причём, этот несомненный успех российского кинематографа не нашёл почти никакого отклика у чиновников от культуры. Ну, Канны, подумаешь, Канны – всего-то самый престижный фестиваль в области кино. А мы вот глянцево-патриотический «Собибор» на Оскара двинем. Двинули. Конечно же, из-за низкопробности картины в шорт-лист не попали. А попала та же самая «Айка» Дворцевого. Он вынужден был из-за ограниченности наших чиновников номинироваться на Оскар от Казахстана, откуда, в том числе, шло финансирование его фильма.
В Казахстане, оказалось, что чиновники поумнее наших будут. После победы в Каннах российскому режиссёру устроили триумф. Встречи, интервью, поздравления. А у нас – штраф в 7 миллионов рублей. Что это? Месть за «Собибор»?
Министерство культуры, видите ли, наконец-то озаботилось тем, что в России снимают говно на бюджетные деньги. Говно, на которое никто не ходит. Те чиновники Министерства культуры, кто принял решение выставить штраф Дворцевому, ни хрена в этой самой культуре не разбираются, их гнать нужно за профнепригодность. У режиссера, конечно, достаточно специфически проходит творческий процесс. Да, снимает он долго и годами. Но он один из немногих, надо сказать, российских художников, снимающих хорошее кино. И уж, наверное, фильм-призёр Канн имеет право на индивидуальный подход. Но мозгов у минкультных рептилий нет.
Дмитрий Селезнев, арт-критик