АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 3 июля 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
За кулисами французской цензуры
2016-02-05 Александр Сивов
За кулисами французской цензуры
Каким образом на крупнейший телеканал страны попал антимайдаунский фильм?

По крупнейшему частному телевизионному каналу Франции Канал+ (Canal+) показали фильм «Маски революции» об украинских фашистах, их роли в киевском майдане и погроме в Одессе 2 мая 2014 г. Протест украинских властей против его будущей трансляции во Франции – в не самое удобное время – только добавил ему зрителей. Теперь его собираются ещё и повторить 8 февраля. Я, как франкоязычный, смотрел его в оригинале.

Фильм получился достаточно мягкий и снисходительный по отношению к киевскому режиму. Касательно событий в Одессе, в частности, ни словом не было упомянуто, что большинство «правосеков» было перевезено в город украинским руководством из других городов. Или что подавляющее большинство жертв в Доме профсоюзов погибли не от дыма, а были зарублены топорами – преднамеренные убийства таким образом предстали как непреднамеренные. Не было упомянуто про то, что, согласно циркулирующей в кругах одесского Сопротивления информации, порядка 60-70 наиболее изуродованных топорами трупов были тайно кремированы СБУ, и жертвы сегодня фигурируют как «без вести пропавшие». Но спасибо и на таком освещении событий, пусть даже урезанном и куцем. И это лучше, чем то, что ранее крутили по французским каналам.

Но более интересно сегодня другое: как такой фильм смог пробиться сквозь джунгли французской цензуры? Что это может значить? Чья «длинная мохнатая рука» дала добро французскому Канал+ так резко сменить освещение событий на Украине?

Сказки про «свободу» на французских СМИ оставим для наивных российских простачков. Я, как франкоязычный журналист, иногда и пишущий и для их СМИ, лучше, чем кто-либо, в курсе реалий французской цензуры. Официальных, но чаще негласных запретов на освещение тех или иных тем во Франции всегда было множество. Экскурс в историю.

История побоища, которое организовали в 1871 году «версальцы» над участниками Парижской коммуны, для кого-то лишь информация из школьных учебников. Но для меня она – семейная история, передаваемая из поколения в поколение, мне её пересказывала моя франкоязычная бабушка в том виде, в каком она её слышала в семье, истоки её рассказа – от очевидцев. Я с раннего детства знал от неё, как в Париже во время блокады Коммуны ели крыс, про последовавшую затем бойню и «Стену коммунаров» на кладбище Пер-Ляшез.

Общую цифру расстрелянных коммунаров в течение одной недели тогдашние историки чётко определили в тридцать тысяч, из них на баррикадах погибло едва ли более трех - пяти тысяч. Остальные расстрелянные - пленные и схваченные по доносам.

Но всякий, кто бывал в Париже, знает, что эта тема отсутствует в туристских маршрутах и путеводителях. «Стену коммунаров» туристам не показывают никогда. Говоря о парке Монсо, туристские путеводители всегда упоминают о его красивых резных решетках, скульптурах, «Наумахие» и имитации египетской пирамиды, но вовсе не о том, что этот парк после разгрома Коммуны стал местом массовых казней. Тридцать тысяч казнённых после Коммуны парижан упоминаются куда реже, чем гильотинированные во время революции Людовик XVIII и его жена, Мария Антуанетта. Французские историки уже полтора столетия стараются замолчать те события и преуменьшить число жертв – согласно ревизионистскому историческому обзору в последнем номере журнала Экспресс, их было лишь от 6 до 10 тысяч.

О французской цензуре про войну за освобождение Алжира я узнал, будучи студентом 4-го курса. В одесском Интерклубе, специально созданном для прибывающих в Одессу иностранных моряков, я впервые в своей жизни заговорил с французами о политике. С чего начинал тогда каждый француз, прибывший тогда в СССР? Со стандартного: «Сталин, Сталин, миллионы и миллионы жертв Сталина…».

Я тогда был молодой и глупый, и полагал, что я имею право ответить французам в том же ключе. У нас на курсе учились алжирцы, от которых знал настоящую правду о войне в Алжире, весьма обтекаемо и осторожно упоминаемую в поздний этап СССР в официальных СМИ. Я знал, что если Вьетнамская войны, которую вели американцы, была лишь войной с многочисленными «побочными жертвами», то Алжирская война была просто бойней. Я хорошо знал, что французы – в отличие от американцев – традиционно рассматривали тамошних жителей не как людей, а как «бесхвостых обезьян». И я, по глубокой наивности своей, начал спор с фразы: «А у вас в Алжире из семи миллионов арабского населения было истреблено полтора миллиона…».

Что тут началось! Я до сих пор помню эти вытаращенные глаза и звериную ненависть в мой адрес. У меня были потом неприятности с руководством Интерклуба: «ну, нельзя с ними так говорить…» Им можно, а нам нельзя? Это эпизод меня многому научил как по отношению к цензуре на Западе, так и пресмыкательству перед ним со стороны наших властей.

Кстати, итальянский фильм «Битва за Алжир» (1966) – множество премий, включая Оскар – был во Франции официально запрещён.

С годами цензура по отношению к алжирской войне несколько смягчилась, и с 1999 года во французской историографии разрешено называть её уже «войной», а не «событиями», как раньше. Но и сегодня по французскому телевидению не показывают фильмы об этой войне с другой – алжирской – стороны. Цензура. Число жертв алжирской войны, вопреки историческим свидетельствам, сильно занижается, как и в случае Парижской коммуны. Тот же Экспресс сегодня пишет лишь о 300-400 тысячах убитых. Про массовые пытки в Алжире писать уже можно, но особо вопиющие вещи, вроде отрезания голов арабам во время бойни в Сетифе в мае 1945 г., стыдливо умалчиваются. То же - о выполнении французской армией, по приказу командования, поголовного изнасилования женщин в охваченных восстанием сёлах как карательной меры мужьям и братьям, ушедшим в партизаны.

Жесточайшая цензура имела в место и во время войны НАТО во имя расчленения Югославии. То же - во время войны 2003 года против Ирака, в которой Франция напрямую не была замешана. То же - во время войны, развязанной Францией против Ливии и Каддафи. У меня стоит спутниковое телевидение с пиратской декодировкой (шарингом) французских закрытых каналов, и по поводу «железного занавеса» французской цензуры я знаю не понаслышке.

Во время Ливийской войны Франция сумела чрезвычайно эффективно контролировать даже публикации в Интернете. Одним из важных источников информации от сторонников Каддафи тогда был блогер Аллен Жюль, который внезапно стал знаменит, а его блог стал, вследствие этого, феноменально посещаемым. Я встречался с ним в Париже, и о методах запугивания слышал и от него лично. Среди прочего, он отказался быть мною сфотографированным – боялся. Сейчас ему, вроде, полегчало. Каддафи давно уже мёртв…

Так что стоит за трансляцией «Масок революции»? Это можно понять между строк.

Во-первых, фильм создали как откровенно антиамериканский. Настолько антиамериканский, насколько это вообще возможно во Франции. Косвенно бичующий американское влияние в Европе на фоне их вмешательства в события на Украине.

Во-вторых, он выражает позицию влиятельных кругов Евросоюза, не желающих дальнейшего его расширения – никаких Марокко, Турции, Украины и прочих. «Нам бы суметь справиться с нынешними проблемами в ЕС, в его современном виде, а тут ещё всякие к нам лезут…».

Александр Сивов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Электронная власть
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
21.6.2024 Андрей Дмитриев
Знамя сонгун. КНДР преследует сейчас две цели. Первая - это, как всегда, выживание при наличии ограниченного количества ресурсов. А вторая - это развитие, и её они будут ещё более успешно достигать с помощью России.

12.6.2024 Юрий Нерсесов
Властители дум. Будущее России от философа-самоучки Александра Дугина - марионеточная отсталая монархия, которая раздаёт более развитым соседям земли и скважины, а русских держит в качестве бессловесной рабочей скотины.

6.6.2024 Анатолий Кантор
Дефективный менеджмент. Именно на совести дуэта Денис Мантуров - Сергей Чемезов лежат проблемы с дронами у российских военных, которые с начла конфликта решали волонтёры, собирая средства у населения страны. В то время как богатейший российский министр и его деловой партнёр не испытывали особой нужды.

5.6.2024 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Россия должна не стыдиться завоевательных походов наших великих предков, а гордиться ими. К сожалению, пока всё наоборот и даже 200-летия вступления русских войск в Париж и Рим власти проигнорировали.

27.5.2024 Юрий Нерсесов
Занимательная конспирология. В случае отказа действовать в интересах протекторов любой камуфляж, типа болтовни про свободу бизнеса или права человека, спускается в толчок словно использованная туалетная бумага. Точно так же, как и законы, исполнения которых требует само «мировое сообщество».

11.5.2024 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. На таких успешных людей, как Соловьев, Киселёв и Пушков и следует ориентироваться истинным мастерам патриотических фейков. И на столь же успешных градоначальников, типа Козупицы-старшего и пересиживающего войну в арабских оазисах Козупицы-младшего. На кого ещё-то? Не на тех же, кто гибнет в окопах и получает похоронки в затопленных домах?

11.5.2024 Александр Чанцев
Литература. Пусть эта книга останется таким небольшим документом той эпохи – с отзвуком зарисовок свободы 90-х, странной межеумочности нулевых, с некоторыми ее констатациями тенденций и прогнозов, которые сбылись ли, не сбылись, но тоже тем самым говорят о тех и нынешних временах. В конце концов, в теме красоты у Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова ничего не изменилось, слава ками и они.

2.5.2024 Юрий Нерсесов
Россия и Европа. Считается, что Швеция поставляет оружие Украине и вступила в блок НАТО из-за страха перед Россией. Вдруг русские солдаты, взяв Киев, решат пойти на Стокгольм? Например, для того чтобы отобрать домик Карлсона, который живёт на крыше, и виллу «Курица» у Пеппи Длинныйчулок.

22.4.2024 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Защитники нелегальной миграции, этнический криминал и суровые бородатые террористы просто обязаны обратить внимание на столь ценный ресурс. Если, конечно, уже не обратили.

1.4.2024 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Мелкие глупости картины завершаются изрядной гадостью. На стороне наших воюет боец Жила - у Проханова просто уголовник, мародёр и насильник, а в фильме ещё и предатель. Кончают его и в книге, и на экране, причем бритая голова, грим и нарочито-характерные интонации сделали из него нечто, очень похожее на покойного хозяина ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина.