ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Пятница, 22 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2018-09-17
Николай Коняев
Моя сверстница - атомная бомба - успешно защищает Россию
Немного не дожив до 70-летия, скончался председатель Православного общества писателей Петербурга Николай Коняев. Николай Михайлович не искал хвалы властей, всегда вступался за тех, кого считал невинно пострадавшими, имел свою особую точку зрения на все события русской жизни и истории, но всегда оставался патриотом в лучшем смысле этого слова и не мыслил свою жизнь вне России. Редакция «АПН Северо-Запад» приносит свои соболезнования друзьям и близким Николая Коняева и в этот печальный день вновь публикует те мысли, которыми он делился с нами. - На первый взгляд, 1949 год в который я родился, не отмечен какими-либо важными историческими событиями. Однако в этот год скончались великий русский богатырь Иван Поддубный и великий молитвенник за русскую землю Серафим Вырицкий. Тогда же возникли блок НАТО и Китайская Народная Республика, с которыми нам ещё придётся долго иметь дело, и дай Бог чтобы не пришлось воевать. Наконец, 27 августа 1949 года появилась моя сверстница, которая до сих пор, несмотря на все перемены, успешно защищает Россию – в Семипалатинске была взорвана наша атомная бомба. - Относите ли вы свои рассказы к «деревенской прозе», основоположниками которой считаются Василий Белов, Виктор Астафьев и Валентин Распутин? - Я люблю прозу Белова, Астафьева и Распутина, но, как мне кажется, мои рассказы, если говорить об их деревенско-городской привязке, все-таки ближе к рассказам Василия Шукшина. Место их действия - поселок, небольшой городок… И тут уже и психология героев другая… Нет очищающего души крестьянского (христианского) быта, меньше возвышающего души пейзажа. Зато больше свободы для самовыражения, самоосуществления… Хотя, если рассуждать более широко, то лучшие произведения так называемой деревенской прозы, например, повесть «Привычное дело» Василия Белова или романы Федора Абрамова (биографию которого я сейчас закончил) я бы отнес к направлению, которое я обозначаю как «православный реализм». К этому направлению примыкает и то, что я пишу сейчас… - Не кажется ли вам, что «деревенская проза», ярко описав умирание русской деревни, не предложила никакого просвета? - Ну, а какой может быть просвет, если мы говорим об описании судьбы русской деревни? Русская деревня умирает сейчас. Наши нынешние правители окончательно добили русскую деревню. - Существует ли этот просвет вообще? Судя по многим вашим рассказам («Охота в старых кварталах», «Придурки», «Жители строительных лесов», «База консервации» и др.), вокруг нас и впереди одна тьма кромешная. - Просвет есть даже и в перечисленных вами моих рассказах. В русской жизни много жестокости, но если человек преодолевает эту жестокость, не ожесточаясь и не отчаиваясь при этом сам, душа его приобретает качества, приближающие к спасению и самого этого человека, и окружающих его. - Прочтя мемуары главы «демократических» литераторов Санкт- Петербурга, я с удивлениям обнаружил, что изрядная часть книги посвящена рассказам о выклянчивании денег у Собчака, Яковлева и Матвиенко. Нужно ли писателям так унижаться или пусть рынок кормит, а дотации оставить только детской и научно-популярной литературе? - Тот рынок, который построен у нас нашими коррумпированными чиновниками, накормить никого не способен в принципе. А цивилизованный рынок для ограбленного народа построить и вообще невозможно. Книжный рынок у нас в этом смысле ничем не отличается… В принципе, есть читатели, которые хотели бы приобретать не только детективы, не только женские романы, не только разнообразную «развлекуху», но и серьезную литературу, но как раз эти люди и ограничены в своей покупательной способности. В XIX веке такого не было. Книги стоили дорого, но высокой была и покупательная способность у тех, кто хотел их купить. Ну а сама система книжного распространения? Торговля, практически удваивает цену книги, окончательно выводя книгу за пределы доступности…? Ну а насчет выпрашивания денег у властей, не знаю… Тут ведь выпрашивай-не выпрашивай, на литературу денег всё равно не дадут. Так только, если вид сделают, будто дали… Надо сказать, что демократы построили за эти десятилетия поразительную систему власти. У нас единственная страна, где воспитание подлинного патриотизма и нравственности в согражданах, является не просто сугубо частным делом энтузиастов, но еще и весьма малопочтенным делом, превращающим этого энтузиаста в весьма подозрительную и, как говорят нынешние либералы, «нерукопожатную» особу.Но с другой стороны, нынешним коррумпированным правителям и представителям трущейся вокруг них либеральной тусовки тоже ведь очень скоро зазорно станет подавать руку. - Есть ли у вас надежда на нынешнюю власть? Или она ведет страну в пропасть, а успехи - лишь следствие высоких цен на энергоносители, которые даже сейчас много выше тех, что были при Брежневе и Ельцине? - Нет, никакой надежды нет. Бессмысленно надеяться на власть, которая не занимается ничем другим, кроме содержания олигархов и уничтожения собственного народа. Они могут сколько угодно называть себя «демократами» и даже «патриотами», но по сути они ничем не отличаются от большевиков-троцкистов, терзавших нашу Родину столетие назад. Подлинные интересы их лежат далеко за пределами России. Бесстыдство высокопоставленных чиновников и назначенных ими капиталистов, перешло сейчас все границы. Наши капиталисты- назначенцы столько лет нагло проматывали полученное ими в подарок от чиновников всенародное достояние, но этого оказалось им мало. Сейчас, когда по бездарности своей и безграмотности олигархи- назначенцы начали разоряться, власти по-прежнему покрывают все их убытки из того резервного фонда, который был скоплен за эти годы за счет нищенских зарплат учителей и нищенских пенсий. Между тем начисто лишенные патриотической идеологии и нравственных основ, предприниматели спасают сейчас, прежде всего, свои личные состояния, свою возможность и дальше безбедно жить за счет ограбления России и ее жителей, используя для воровства безумные проекты типа «Охта-центра». А правительство всячески помогает им в этом. - Видите ли вы перспективу у кого-либо из оппозиционных политиков? - Какая может быть перспектива, если стоит только политику заговорить о реальных проблемах, о главных наших бедах, как его тут же «опускают» самым подлым образом и превращают в выборную пыль. - За последние десятилетия многие десятки тысяч солдат русской армии и добровольцев героически сражались в Чечне, Югославии, Абхазии, Приднестровье и других местах? Почему у нас не складывается полноценной военной прозы, описывающей их подвиги? - Все упирается в отсутствие в обществе ясной и четкой патриотической идеологии. Любая война - это грязь, кровь, мучения, страх. Поднять человека над этим ужасом способно только высокое чувство – любовь к Родине, к Свободе, к справедливости… А если эти чувства ежедневно, ежеминутно затаптываются и осмеиваются гламурной сволочью, то что же может сделать писатель? Он не может поднять своего героя из бедствий войны и возвысить, потому что нынешний читатель просто не способен воспринять эти чувства. - У нас даже павший за веру солдат Евгений Родионов не канонизирован. - Канонизация и не должна происходить мгновенно. Почти девяносто лет вся Россия ждала прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (Кстати сказать, он был канонизирован 12 июня 1990 года, на третий день после интронизация новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II)… А канонизация блаженной Ксении Петербургской и вообще затянулась на столетия… Еще не канонизирован сейчас митрополит Иоанн, не канонизирован старец Николай (Гурьянов) с острова Залиты. У меня нет сомнения, что они все рано или поздно будет прославлены Православной Церковью, а пока вполне достаточно и того почитания, которыми окружены эти великие русские подвижники. Это почитание свидетельствует о том, что душа православного народа узнает и Евгения Родионова, и митрополита Иоанна и старца Николая (Гурьянова) как святых… Другое дело, когда какие-то деятели (независимо от того, принадлежат они Русской Православной церкви или нет) пытаются помешать этому всенародному узнаванию своих святых. Независимо от того, что они говорят и чем руководствуются при этом, они действуют во вред нашей стране и церкви. - В свое время вы и священник храма Святой Ольги в Михайловке отец Евстафий отправили письмо президенту с просьбой освободить Эдуарда Лимонова. Сейчас за освобождение сподвижницы Ходорковского Светланы Бахминой, помогавшей обирать людей еще в «Хопер-инвесте», подписалось 100 тысяч, а за лейтенанта Аракчеева, осужденного за не совершенные им убийства «мирных чеченцев» едва 5 тысяч. - Уверяю вас, что «Эхо Москвы» и радиостанция «Свобода» прожужжали все уши своим радиослушателям по поводу Бахминой. Более того… Дело было поставлено так, что всякий «наш» человек обязан был поставить свою подпись под обращением. И 100 тысяч собранных подписей - это безумно мало для той пропагандистской компании, которая проводилась всеми антирусскими радиостанциями и газетами. В принципе подписанты – это и есть та пятая колонна, которая готова выступить в нужную минуту. Или - кадровый резерв кремлевской администрации… Это у нас в России сейчас одно и тоже. А вот пять тысяч, собранных за лейтенанта Аракчеева, – это очень и очень много. Почему? Да потому что, где можно было услышать про него? Покаюсь, я услышал про Аракчеева первый раз, и только сейчас и прочитал об этом деле. - А что вы можете сказать о нем? - Как я понимаю, алиби Аракчеева не опровергнуто, да и вся доказательная часть обвинения шита белыми нитками. И, конечно, нужно говорить, нужно требовать пересмотра этого дела, потому что, если общество успокоится, это и будет признанием того, что мы проиграли, что нас победили, что нас сломили и теперь с нами со всеми можно делать все, чего только захотят наши победители. Мы не только за лейтенанта Аракчеева должны стоять в этом деле. Защищая его, мы будем защищать себя, своих близких. Это очень важно понять. - Вы стали едва ли не единственным общественным деятелем Петербурга, который поддержал священника храма Святой Ольги иеромонаха Евстафия которого «прогрессивная» общественность начала травить за внесённую в церковь икону с изображением Сталина. Такой поступок со стороны председателя Общества Православных писателей Петербурга многих удивил. - Уже много раз говорилось, это икона не Сталина, а Святой Матроны Московской, к которой согласно православному апокрифу он приходил. Сила молитвы Матроны оказалась настолько велика, что она была способна преобразить даже такого злого врага Православия, каким был Иосиф Сталин, в подлинного вождя народа, в человека, сделавшего немало для возрождения Православия в 1940-е годы. Сейчас многие говорят о том, что Сталин злодей и убийца, по приказу которого расстреляно множество священников. Отчасти это правильно, но не надо забывать, что есть канонизированные святые, которые были злыми врагами Православия. Вспомните апостола Павла, который начинал свою деятельность как гонитель христиан Савл! Но он с Божией помощью он сумел преобразиться, и мы его почитаем, как величайшего святого и отца Церкви.Не случайно Матрона Московская появляется в Москве зимой 1925 года, когда начинается борьба Сталина за власть; когда он противопоставил идее перманентной революции, которую культивировали его враги, идею России как социалистического, но – государства. Матрона умирает в 52-м году, а на следующий год обрывается жизнь Иосифа Виссарионовича. - Однако масштабы террора Сталина были куда значительнее, чем Савла. - Да в годы его правления русское крестьянство понесло неимоверные жертвы во время уродливо проведенной коллективизации, а в 1937-38 годах погибли тысячи невинных людей. Но в то же время Иосиф Виссарионович, может, был единственным руководителем в советском государстве, который сумел все-таки остановить эту кампанию. Вспомните его письмо "Головокружение от успехов" (Ельцин, например, письма "Головокружение от приватизации" не написал). Говорят, что здесь вождь проявил лицемерие. Даже если так, то такого "лицемерия" не проявил кроме него ни один руководитель нашей страны. Когда проводились репрессии 37-го года, он не приказывал, чтобы посадили в Ленинграде двести тысяч человек за три дня, а только требовал вычистить троцкистско- зиновьевское подполье. Чтобы совершить эти чистки, чтобы превратить все это в анекдот, чекисты и посадили эти двести тысяч. Эти чекисты впоследствии были расстреляны за то, что они сделали. Конечно, и это не снимает вины со Сталина за те жертвы, которое понес наш народ за годы большого террора, но если бы во время этих чисток не была бы уничтожена русофобская "ленинская гвардия", то не было бы, может, потом ни России, ни Православия. Ненавидят Сталина либералы не за то, что при нем погибло столько русских людей, а за то, что он ликвидировал большевистскую систему уничтожения русского народа. - Однако поступок отца Евстафия осудили и некоторые священники, например споривший с ним на телеэкране небезызвестный дьякон Андрей Кураев. - Я видел эти теледебаты, и они произвели на меня неприятное впечатление. Понятно, что законы подобного жанра не предусматривают ни сочувствия, ни сопереживания по отношению к противнику, как впрочем, и стремления понять его, но дьякон Кураев, мне кажется, перешел грань допустимую для православного человека. Некоторые же его утверждения для человека хоть немножко знающего церковную жизнь выглядят просто анекдотично. Это касается, например, рассуждений, что канонична только освященная епископом икона. Если бы у нас все иконы в храмах в обязательном порядке приходилось освящать у епископов, то – недешевое это дело прием епископа в церкви! – большинство приходов просто пошло бы по миру. - В последнее время господин Кураев вообще ведёт себя странно. Например, несколько месяцев назад в кураевском интернет-дневнике появились, а потом были трусливо стёрты слова «Кончину патриарха Алексия я рассматриваю, как явное вмешательство Божия Промысла и Его заботу о своей Церкви. Это, может и не кара за грехи, но призыв Церкви к новому этапу ее истории». - Такие высказывания представляются мне кощунственными. Я, разумеется, не дерзаю подобно дьякону Кураеву приближаться к сферам, где вершится Божий Промысел, но о покойном надо судить по его делам. Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру. Ведь это благодаря трудам и молитвам Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и, не взирая на противодействие всесильной демократической общественности, стала реальностью. Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Святейшего, но и сейчас ясно и отчётливо видим мы, что из наших современников нам некого поставить рядом с ним. Никто по масштабу своих созидательных свершений и не приближается к тому, что было совершено пятнадцатым патриархом Всея Руси. - Ещё раньше в интервью журналу «Огонёк» Кураев заявил «храмы, что мы сейчас строим по Сибири, поспособствуют тому, что со временем китайцы (к которым почти без сомнения отойдут сибирские земли в следующем столетии) станут православными. Тогда трудолюбие и дисциплинированность китайцев обогатят вселенскую историю православия тем, чего не смогли привнести туда славяне». - Подобная мысль не просто непатриотична, а и антиправославна. Россия, сколь бы несуразной не казалась кому-то ее величина, только в таких размерах и может существовать. Это, как слон, которому в каких-то неблагоприятных условиях предпочтительнее было бы уменьшиться в размерах. Наверное, можно вырезать из слона какой- то хороший кусочек, но этот кусок не станет ни кошкой, ни собачкой. Его надо будет съесть или выбросить. Отойдут ли китайцам сибирские земли, хотя руководство нашей страны, кажется, всё делает именно для этого, вопрос открытый. На протяжении минувшего тысячелетия на территории нашей страны возникало последовательно три мощных государства. В центральной России отношение к державе, зародившейся в читинско-монгольских степях, на берегах Онона, разумеется, не однозначное, но нам никуда не уйти от осознания того непреложного факта, что именно империя Чингисхана была непосредственной предшественницей Российской империи. Поразительно, но ведь и советская империя практически совпадала своими границами с двумя предшествовавшими империями. Воистину, в этом смысле, наша страна — феноменальное, небывалое в мировой истории образование. Из разных центров, на основе совершенно различных государственных идеологий, даже различными империеобразующими этносами создавались эти три государства, но совпадала их территория, на которой — лучше ли хуже ли! — но обеспечивалось выживание всех включенных в империю народов. Когда же империя, благодаря враждебным силам разрушалась, она снова возникала уже на основе другой идеологии, другого этноса, из другого центра, но в тех же самых границах… Что это значит? Да только одно… То, что эта империя нужна Богу, то, что народам, населяющим нашу страну надобно исполнить то, что предназначено нашей стране Богом, а не думать о каких-то китайских химерах сочиняемых досужими дьяконами. - В травле отца Евстафия принял активное участие и другой либерал в рясе, сын околодиссидентской писательницы Клавдии Ландау священник Владимир Вигилянский, жена которого получила 50 тысяч долларов из рук зама Чубайса Леонида Гозмана. - О сближении семейства Владимира Вигилянского с кланом Чубайса лично я не осведомлён, но мне довелось учиться в Литературном институте одновременно с ним и его супругой, Олесей Николаевой, дочерью видного партийно-издательского чиновника Александра Марковича Николаева. Оба они были тогда, в годы застоя, вполне благополучными и успешными студентами идеологического вуза. Разумеется, любой симбиоз с олигархами вызывает опасение. Тем более если дело касается священников. Сосуществование с людьми, которые разорили и продолжают выжимать последние соки из страны не может быть выгодно для подлинного православного священника. Другое дело, если священник вознамерился привести такого олигарха к покаянию… Но это тоже уже не симбиоз, а что-то иное… - Сейчас некоторые «демократические» священнослужители героизируют генерала-предателя Власова, интереснейшую биографию которого вы написали. Не случайно ли они же отстаивают либерально-космополитические ценности и дружбу с США? - Апологетика Власова отвратительна. Он никогда не был человеком, способным к героическому самопожертвованию во имя какой-то высокой цели. Идеология всегда являлась для него средством достижения корыстных целей и маскировки. Но ведь это же мы видим и у наших либералов, ратующих даже не за дружбу с Америкой (с какой стати ей дружить с Россией?), а за превращение России в покорный и безгласный придаток США. Николай Коняев По материалам http://www.apn-spb.ru/opinions/article6195.htm |
|