ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Пятница, 22 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2022-07-04
Эдуард Диа Диникин
Доктрина открытия в эпоху закрытия прежних доктрин
Далеко не каждый русский, в отличие от американца, вспомнит, чем знаменита дата «4 июля». А вот события, произошедшие в двадцатом веке 12 апреля и 9 мая, известны каждому жителю России и США. О том, что произошло в эти дни, учат в школах и часто вспоминают в СМИ обеих стран. И для этого никому не нужна ни Википедия, ни Энциклопедия (хоть Советская, хоть Брокгауза и Эфрона). Для американцев 9 мая – это день окончания самой кровавой войны в истории их страны. А 12 апреля – начало этой самой войны, которая продолжалась четыре года – с 1861 по 1865. Гражданская война в США остается самой смертоносной для этой страны, в которой погибло от шестисот тысяч до миллиона человек. Война унесла в два раза больше жизней американцев, чем Вторая мировая война, и в шесть раз больше, чем Первая мировая война. Надо учитывать, что население США в шестидесятых годах девятнадцатого века было чуть более тридцати миллионов, в восемнадцатом году двадцатого века - около ста двадцати миллионов, а в сорок пятом – сто сорок миллионов. То есть, гражданская война, в отличие от первой и второй мировых войн, затронула практически каждую американскую семью. Причем, не только белых протестантов и католиков, но, разумеется, афроамериканцев, за освобождение которых от рабства она как бы велась, а также индейцев. К 1861 году «индейский вопрос» в США был уже почти окончательно решен. Еще в 1825 году Верховный суд США сформулировал «Доктрину открытия», согласно которой право на земли «открытых» земель принадлежит государству, то есть, белым пришельцам, а коренное население сохраняет право проживания на них, но не право собственности на землю. Через пять лет был принят «Закон о переселении», по которому все индейцы с востока США должны были переселиться на земли, отведенные для них к западу от реки Миссисипи. Выселению подлежали даже так называемые «Пять цивилизованных племен» Индейской территории - чероки, крики, чокто, чикасо и семинолы. Эти племена с конца восемнадцатого века подчиняясь «программе федерализации индейцев» стали, по сути, американцами индейского происхождения. Они во многом переняли образ жизни белых. Индейские республики «пяти цивилизованных племен», смоделировали управление по образцу США – у них были свои конституции и похожие ветви власти, разве что своих президентов они называли «верховными вождями». На этом «цивилизованные» не остановились – богатые и власти предержащие «краснокожие» владели плантациями с сотнями чернокожих рабов. Следует отметить, что «краснокожими» к моменту начала Гражданской войны можно было назвать не более четверти «цивилизованных» индейцев. Остальные три четверти являлись потомками смешанных союзов. Это очень хорошо видно на фотографиях конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Индейцы перечисленных племен не только одеты по моде белых того времени, но и подстрижены по моде, что подразумевало зачастую ношение усов и бород, которые никогда не были отличительными признаками «коренных американцев». К середине девятнадцатого века белые переселенцы начали активно осваивать Великие равнины, истребляя как бизонов, основной источник пищи местного населения, так и собственно само местное население. И то и другое было успешно сделано. Историк Эндрю Айзенберг писал о снижении численности бизонов с 30 миллионов голов в 1800 году до менее тысячи к концу века. Что касается истребления индейцев, то о его успешности говорит хотя бы тот факт, что если в 1855 году власти города Шасти-Сити в Калифорнии выплачивали пять долларов за скальп индейца, а это была серьезная сумма - по некоторым сведениям, шкура оленя стоила один доллар, о чем, собственно, говорит слэнговое название американской валюты – «buck», то есть «олень», то в 1861 в Ханни-Лейке, в той же Калифорнии, за скальп платили уже только 25 центов. Кстати, тут будет к месту добавить, что слово «buck» имело в английском и значение «туземец», где бы этот туземец ни жил. Историки обычно говорят, что к моменту появления европейцев в Северной Америке жило 20 миллионов индейцев. На данный момент в США проживает около пяти миллионов человек, которые, так или иначе, относят себя к индейцам. В Гражданской войне участвовало около 20 тысяч коренных американцев, из них - примерно девять тысяч на стороне Севера, и одиннадцать тысяч на стороне Юга. Начиная с середины и по самое окончание военных действий, индейцы часто воевали друг против друга. Итоги Гражданской войны оказались крайне плачевными для всех коренных жителей, за кого бы те не сражались. Тысячи погибли, тысячи стали беженцами. Треть женщин овдовело, треть детей стали сиротами или потеряли отцов. От Индейской территории, которая превратилась в выжженную пустыню, отрезался кусок за куском, пока в 1907 году она полностью не исчезла. В 1924 индейцев признали гражданами США, а через десять лет был принят Закон о реорганизации, который запрещал отнимать у индейцев землю в резервациях, а также запрещал заставлять их отказываться от своей традиционной культуры и религии. Еще через 12 лет, в 1946 году правительство учредило Комиссию по жалобам индейцев. За 32 года работы этой комиссии коренным американцам было выделено 818 миллионов долларов в виде возмещения убытков, которые далеко не всегда доходили до коренных жителей Америки. В последующие годы индейцы неоднократно поднимались на борьбу за свои права. Несмотря на то, что иногда их показательно наказывали, как, например, Леонарда Пелтиера, приговоренного по сфабрикованному обвинению в 1976 году к двум пожизненным срокам, которые он до сих пор отбывает, индейским общинам удавалось получать компенсацию. Основными источниками дохода для индейцев сейчас являются казино, которые им разрешили создавать в резервациях в девяностые годы прошлого столетия, безакцизная торговля алкоголем и табаком, а также туризм. Тем не менее, за чертой бедности живет почти четверть индейцев, от диабета, гриппа, пневмонии и алкоголизма умирают в два раза больше коренных американцев, чем представителей других этнических групп, безработица среди индейцев стабильно на уровне тридцати-тридцати пяти процентов. Даты 12 апреля и 9 мая означают совсем разное для русских и американцев, но первая дата с недавних пор имеет прямое отношение не только к российской или американской, но и мировой истории. И это не только день первого полета человека в космос. Это день начала боевых действий в Славянске в 2014 году. Именно в этот день завязался тот военный узел, который сегодня приходится развызывать с большими кровавыми потерями. Роль тех, кто до сих пор скачет на Украине (иначе, по мнению остроумцев, – скакуасов), очень схожа с ролью американских индейцев: быть использованными, а потом почти уничтоженными взамен на некоторые привилегии в далеком будущем от Великого Белого Отца из Вашингтона. Великий Белый Отец - это, конечно, условность, на его месте может быть и Большая Черная Мать и Громадный Синий Трансгендер – главное, чтобы из Вашингтона. Строго говоря, США родились в военном конфликте (противостояние Англии и Франции), сформировались в военном конфликте (Гражданская война), достигли своей гегемонии благодаря военным конфликтам (Первая и Вторая мировые войны), пытаются вернуть себе гегемонию с помощью непрекращающихся военных конфликтов (в том числе сейчас на Украине) и, хотелось бы верить, закончат свое существование в нынешнем агрессивном виде тоже благодаря им. Давно уже правящие силы в США – и тут не всегда есть разница между демократами и республиканцами - определили для себя новых индейцев. Это русские. Разумеется, русскими они считают и украинцев, что этнически верно. Тем самым они предопределили некий кирдык – слово, которое понятно каждому, кто его понимает – и понятно американцам. Если его правильно перевести. К «цивилизованным индейцам» США относят «украинцев». Тех, кто готовы умирать ради «кружевных трусиков и ЕС». Возможно, еще и за стеклянные бусы в виде медалей Конгресса США. Эти пять цивилизованных племен – в данном случае, это пять областей Украины: Волынская, Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская, Черновицкая плюс волонтеры с Ровенской та Житомирской та с Киевщины et cetera…. Это мечта обывателей Белого Дома – чтобы какая-то часть русских обеспечивала их газом и нефтью, а другая стояла гордо с оселедцами на головах, позволяя фотографировать за баксы их хаты с возможностью заходить за дополнительную плату в сами жилища, где их уже ждут скво в кружевных трусиках. По-крайней мере, об этом ясно выразился бразильский член парламента Артур ду Вал, ездивший помогать ВСУ: ««Там были 12 девушек-полицейских, богини! Четыре из них — даже не знаю, как их описать! Если они писают, то можно все убирать своим языком. Невероятно! Как только закончится война, я возвращаюсь сюда. В обычных городах можно легко спать с девушками... Украинские женщины легкодоступны, потому что они бедны», — гласит аудиозапись, опубликованная на портале Brasil247. Во время обсуждения кризиса на Украине на канале ZDF Флоренс Гауб, она же Дебора Миттельшдедт, заместитель Института безопасности ЕС, заявила, что не считает русских полноценными «европейцами», несмотря на «внешнее сходство». Интересно, считают ли поляки, давно мечтающие о Восточных Кресах, украинцев полноценными европейцами или им ближе мнение писателя Александра Куприна? Вот, что он писал в своей повести «Олеся»: «Судьба забросила меня на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии … перебродские крестьяне отличались какою-то особенной, упорной несообщительностью, или я не умел взяться за дело, — отношения мои с ними ограничивались только тем, что, увидев меня, они еще издали снимали шапки, а поравнявшись со мной, угрюмо произносили: «Гай буг», что должно было обозначать: «Помогай бог». Когда же я пробовал с ними разговориться, то они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и всё порывались целовать у меня руки — старый обычай, оставшийся от польского крепостничества». Считают ли немцы поляков европейцами или кто-то из них до сих пор цитирует слова из песни одной из немецких ой-групп начала восьмидесятых: «Какое мне дело до Родезии, когда поляки уже в Силезии»? 23 июня 1941 года тогда сенатор, а вскоре будущий президент США Гарри Трумэн сказал корреспонденту «Нью-Йорк Таймс»: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Германии, и таким образом пусть они убивают как можно больше!» В СССР часто издавали Фенимора Купера. У англосакса Купера всегда плохими были гуроны, союзники французов. Всегда хорошими были делавары – союзники англосаксов. Ну и самыми, вероятно, лучшими из всех – могикане. Ибо известно каждому американцу – хороший индеец есть индеец мертвый. В СССР никогда не издавали Карла Мая, так как его любил Гитлер. Герман Вирт, один из идеологов расовой теории, желая угодить фюреру, включил северных индейцев в близкие к арийцам народы. Но на восточногерманской студии ДЕФА после Второй Мировой войны в сотрудничестве с другими киностудиями довольно часто снимали фильмы о Виннету, которые с удовольствием смотрели все дети и взрослые Советского Союза, даже не подозревая, что эти фильмы сняты по книгам любимого писателя Гитлера. Фенимор Купер любил индейцев, как сейчас любит условный байден условных украинцев, лелея мечту о том, что когда останутся «последние из могикан», можно разрешить писать про них стихи, снимать фильмы и даже дать пару казино. Пусть играются. Но Леонард Пелтиер все равно останется в тюрьме. И, наконец, станет хорошим индейцем, как и многие на Украине. Эдуард Диа Диникин |
|