ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ПУБЛИКАЦИИ | МНЕНИЯ | АВТОРЫ | ТЕМЫ |
Воскресенье, 24 ноября 2024 | » Расширенный поиск |
2023-10-30
Александр Чанцев
Духи для роботов и манекенов
У Александра Чанцева, япониста, автора семи книг, в том числе «Бунт красоты. Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова», лауреата Премии Андрея Белого, в петербургском издательства «Пальмира» вышла новая книга – «Духи для роботов и манекенов». Публикуем отрывок из книги. Нож, прозрачные стены Чтение – это закладка силы в птичьей книге. Вальзер в сумасшедшем доме на вопрос, продолжает ли он писать:
Засыпать так глупо – терять время, терять себя. Умирать так же глупо. Автоматический переводчик дает два варианта: People Ain't No Good: «Люди не так дурны» и «В людях нет ничего хорошего». С утра по назначению врачей: ингалятор... измерил давление... и принял поддерживающие для сердца... Репетиция старости! Приплоды падают, как капли крови. Воздух вдыхает кровь. Звезды заточены точилкой для школьных карандашей, грифель царапает время. Дежавю мурашек under your skin. Звук сердца на эхогрофии. Сначала джапонойз шумы, Масами Акита бы одобрил. Потом техно-стучание. Внутренний эмбиент. А давно ещё видел сердце на рентгене, в биении тревожной куколки, выходящей из себя, пойманной рыбки, жабры-предсердия-перегородки. Во дворе на детской площадке различные сооружения. Горка, батут, корабль обычный и космический корабль. Сегодня космического не оказалось. Сдуло ветром в странствие? Зола города дотлевает по краям закатом. Ледяную луну согревают дыханием 3 короля. Тогда не было распрей, тогда правил ребенок. В ФБ теперь, поздравляя, в обязательном порядке нужно оговориться «поздравляю тех, кто празднует», «всех, кто празднует»? А если не точечно, то те поздравленные, кто не празднует, обидятся вусмерть? Какой-то волапюк политкорректности последних времен. И, главное, унтер-офицерская вдова опять сама себя высекла – мог пропустить последнюю директиву Большого Брата Цукерберга, но ведь скорее это люди сами на себя епитимью наложили… Люди – это ангелы с ампутированными крыльями. Ангелы – это люди с ампутированными желаниями. Их жалость – не желание, а отсвет лета на осенних листьях. Желание есть только одно – жизнь – и оно обусловлено отнятием. Типографские буквы, эти обугленные скрюченные трупы смысла, улетевшего в отыгравшем огне. Спондеи аду – гуляй, стиляга! Болезнь, страдание, боль, старость, смерть – все это ложь тела, по Шри Ауробиндо. Когда кино в наши дни все ближе подбирается к реальности, только порно сохраняет волшебную условность синематографа. Внезапно позверело. Депрессия – каждый день как подвиг без смысла. Те, кто в депрессии, должны быть в прохладных пустых комнатах. Прикосновения от людей, разговоры для них очень болезненны. «Кладбища для живых», по В. Казакову. «В действительности Гитлер был в своих фундаментальных идеях продуктом сциентизма XIX века и дарвинизма. Его расизм ничем не обязан сочинениям Гобино. Его настоящим учителем был автор “Происхождения видов путем естественного отбора” (1859) в упрощенной формулировке его учения, которую придали ему вульгаризаторы времен юности Гитлера». «Эрнст Юнгер. Иная европейская судьба» Доминика Веннера.
Элиот женился на домоправительнице и католичестве, а моя кожа стала осенью. Собирался в торговый центр. Мама – заодно посмотри, что тебе подарить на день рождения. Я потерял любимые перчатки – из оленьей кожи, итальянские, изящные, сто лет носил, ее же подарок. Так что – не нашел, но потерял, что мне дарить. А ведь слова Ельцина «Я устал. Я ухожу» прекрасно подходят для суицида. Мельницы памяти на лунном берегу похожи на жидкий веер. Высший вид занудства – мыть обуви подошву. Красивый женский голос, объявляющий в метро про переход на станцию Vierhnije Kotly - это примерно как хостесс, поздравляющая вас с мягким приземлением в 9-м круге ада. В метро хочется поцеловать мужика в лысину, прочесть стих, лечь на пол. Это ещё жизнь отдрессировала, а так в детстве ее правила совсем у меня другими были. Зимние звезды кутаются в небо. В снежном оренбургском платке. Депрессия – это ржавая гильотина, отпиливающая тебе голову по миллиметру в день. Лежишь и смотришь, как вокруг все ходят и улыбаются. Может быть, современный мир так любит убогих (С. Хопкинс, Г. Тунберг), что сам стал убог? Из гуманизма – ведь добрее он не стал… Айны были настолько бородаты, что они использовали специальные палочки для придерживания усов во время еды. Не помогла и воинская мужественность – древнейшая нация мира исчезла и ассимилирована.
Я помню тополь напротив окна бабушкиной квартиры. Его ствол, его ветки. Мои мечты забраться на него – внизу не было веток, не ухватиться. Как он раскачивался в непогоду. Его гладкую кожу – не задубела, наоборот, время как крем для рук. И руками касался.
Думал, что забыл. Вернее – не вспоминал много лет. А вот помню. Как вчера. Как сейчас. Как, оказывается, всегда.
Мама просыпается в 4-5 даже после антидепрессанта, на котором спят полдня. Я не могу заснуть, вот, встал, записываю. Бабушка, дед и Андрей утащат нас к себе? Так соскучились? Умершие бабка за репку… Метель вяжет человека на спицах шепота и ветра. Время разложит нас всех по местам? Нет, время перемешивает в полную сумятицу. Ветер и тополиный пух. Ради чего мы были детьми? Счета, целлюлит, ипотека, морщины, страх(овк)и? Portray us if you must, but we are the living thorns, the pierced and the piercing. Patti Smith. Year of the Monkey. Во время создания «Космической одиссеи» Кубрик консультировался в IBM, даже хотел выразить им благодарность в титрах. Название же пытающегося убить экипаж компьютера HAL, если сдвинуть каждую букву на одну позицию, становится IBM. Кларк и Кубрик отрицали это совпадение (божились, что это «чистое совпадение», т.к. HAL - это акроним Heuristic ALgorithmic, а Кубрик вообще хотел назвать компьютер Афиной). Но сам метод замены одной буквы на находящуюся на фиксированном расстоянии другую восходит к одному из первых подстановочных методов шифровки - т.н. шифру Цезаря. Так, как в самом фильме, история - от начала до будущего или даже своего конца - закольцовывается. Мир ловил нас и поймал социальными сетями. Сели на шею и попукивают. А что-то скажешь – обосрут. Глубокие сны с температурой. 38 метро вниз к подземным К. Японская тщательность, помноженная на жанр бюрократической анкеты, порождает кафкианско-дзэнские образы. В анкете простой вопрос, пункты «да» и «нет». И ремарка – «выберите только один ответ»… Коту Шредингера предлагается определиться. Перед отъездом в Африку не удержался успеть начать «Тридцать семь ровно» Б. Останина. В упоительном палимпсесте Юнгера, конечно, узнаешь, еще не доходя до подписи под цитатой - настолько он выше всех. Даже Бланшо. В(о) «Вдребезги-2» у Останина уже все были – Чоран, Юнгер и тень Казакова – и эта форма афоризмов, дневников, юмореск, цитат. Так тут еще круче! – Юнгер страницами, Казаков уже цитатой, Юганов. Записал в травелог, что хотел взять Юнгера (и потому, что по Африке любил он). Написал просто о Юнгере Останину. И тот – «А про Юнгера и говорить нечего: Юнгер, он и в Африке Юнгер! (Жаль он не воевал в северной Африке)» Как можно выбросить печатную машинку, она же не в Красной книге даже, но в списке некрологов. Маяковский наступил на горло собственной песни, Цветаева удавилась. Герой «Москва-Петушки» умер от шила в горле (а Ерофеев – от рака горла), Владимир Казаков – горло себе перерезал, Лимонов умер от рака гортани. Не хватало «ворованного воздуха» для полноценного дыхания? В той стране или вообще? |
|