2010-12-20
Юрий Нерсесов
Феминист, который ненавидел сербов
Издатель карликового левацкого журнала талантливо выплеснул на бумагу свои комплексы, но не смог насладится триумфом
На исходе ХХ столетия у стокгольмского журналиста Стига Ларссона все шло наперекосяк. Из солидного информагентства Tidningarnas Telegrambyrå то ли сам ушел, то ли его ушли. Тщетно пытался прославиться на вытоптанной ниве литературного авангарда. Редактировал крошечный левацкий журнальчик, посвященный борьбе с таким же микроскопическим шведским нацизмом, но ввиду размеров противников битва получилась совершенно мультяшной. Чтобы произвести впечатление на окружающих, приходилось разыгрывать настоящие спектакли. Например, запускать сплетню о своих секретных поездках в Африку с целью обучения стрельбе из гранатомета эритрейских партизанок. (Именно партизанок – мужики и сами научатся.) Или, сидя с коллегой в кафе, постоянно оглядываться и с придыханием рассказывать, какие меры предосторожности приходится принимать, чтобы избежать мести кровавых скинхедов.
Частенько такая жизнь приводит пациентов к тяжелому психическому расстройству, но, к счастью, Ларссона осенила идея сублимировать свои комплексы на бумаге, и уж тут-то он оттянулся от души. Маргинальный троцкистский журнальчик «Экспо» превратился во влиятельный «Миллениум», не только чистивший Швецию от коричневой плесени, но и сокрушавший репутации разводящих эту плесень чиновников и олигархов. Редактор «Миллениума» и альтер эго автора Микаэль Блюмквист, в отличие от прототипа, не сбежал с места изнасилования тремя подонками 15-летней девочки, а спас от шведской гэбни, нацистов и продажных психиатров гениальную хакершу Лисбет Саландер. Враги отважного журналиста не только угрожают ему по интернету, но и всерьез пытаются прикончить… Про феноменальный успех Блюмквиста у женщин и говорить нечего, а отвергшие старину Стига «солидные» журналисты оказываются грязными извращенцами или просто неприятными типами.
Роман «Мужчины, которые ненавидят женщин» (более известен как «Девушка с татуировкой дракона») и два его продолжения, объединенные в цикл «Миллениум», были приняты издательством Norstedts. Но автор умер перед самой публикацией, так и не сумев насладиться десятками миллионов тиражей, как минимум двумя экранизациями и восторгами обычно строгих к «массовой литературе» критиков.
Отчасти успех трилогии был обусловлен чрезвычайно своевременной (с точки зрения продвижения) смертью Ларссона и грамотной рекламной кампанией, включающей, помимо прочего, и намеки, что автора прикончили проклятые фашисты, а не две пачки сигарет в день. Однако и сами романы, несмотря на затянутость и постоянное подыгрывание автора симпатичным ему персонажам, чрезвычайно атмосферны, содержат массу интересных подробностей о жизни Швеции, и главное - безупречно выверены психологически, со снайперской точностью попадая в нужные точки читательских душ. Одна только идея сделать главных героев похожими на повзрослевших персонажей детских книг прославленной соотечественницы Астрид Линдгрен чего стоит. Тут уж поневоле начнешь вспоминать детство, ностальгировать, и через образы проказников доброй бабушки Астрид проникаться доверием к ее литературному внучку.
О приемах, с помощью которых внучок завлекает в свои сети дорогих читателей, можно писать долго. Но для меня наряду с выплесками на бумагу авторских комплексов самым интересным открытием «Миллениума» оказалось миросозерцание левого европейского интеллигента, победоносно торчащее почти из каждой главы.
Прежде всего, позитивные персонажи выделяются своими постельными пристрастиями. Они геи, лесбиянки, бисексуалы, состоят в шведских семьях, или, в крайнем случае, регулярно меняют партнеров. Автор нетерпим только к садизму и педофилии, а также с изрядным подозрением относится к примерным семьям соотечественников. Благопристойные мужья частенько оказываются преступниками и нацистами, в том случае, если это женатые на шведках шведы. Промышленник Хенрик Вангер женился на еврейке, неназванный отец интимной подружки Лисбет Саландер – студентки Мимми – на китаянке, а племянница Вангера вышла за австралийца, и у всех браки удались. Несчастна только одна интернациональная семья. Сбежавший в Швецию преступник и агент ГРУ Александр Салашенко женился на шведке и так лупил бедняжку, что она тронулась умом.
Как и положено в классическом детективе, Салашенко и остальные подобные ему изверги кончают плохо. Расправы представительниц прекрасного пола с ними описано особо смачно, но Ларссон как истинный феминист идет дальше. Даже невосторженное отношение к лесбийской любви и сомнение в полном равноправии женщин для него крайне предосудительно. Но в то же время среди десятков отрицательных персонажей женщин можно пересчитать по пальцам одной руки, а преступниц среди них не видно вообще. Свой феминизм Ларссон пытается подтвердить историческими примерами, не стесняясь демонстрировать полнейшее невежество. Например, Ассирийское царство, по его мнению, создала царица Семирамида. Хотя если верить легендам, она взошла на уже существовавший престол, то ли прикончив своего супруга царя Нина, то ли унаследовав трон после его смерти. Исторический же прототип Семирамиды - царица Шаммурат - правила с 813 по 802 год дохристианской эры, то есть спустя сотни веков после возникновения Ассирии.
В национальном вопросе автор столь же прогрессивен, и читательский взгляд постоянно наталкивается на правильных представителей самых разных нацменьшинств. Польский иудей инспектор Ян Бублански. Полуавстралийские дети племянницы Вангера и полукитаянка Мимми. Курдский беженец Идрис Хиди и покровительствующие ему соплеменники – редактор антирасистского журнала Курдо Бакси со своим дядей Махмудом. Владелец уютного кабачка боснийский мусульманин Самир. Ну и, конечно, хозяин частной охранной фирмы Драган Арманский, отец которого - армянский еврей из Белоруссии, а мать – боснийская мусульманка с греческими корнями. Относиться к ним всем следует особо трепетно. Крупный полицейский чин, заметивший Бублански, что на службе надлежит быть одетым по форме, а не в ермолке и не в чалме, есть хам и ксенофоб, подлежащий немедленному осуждению со стороны прогрессивного человечества.
И все бы хорошо, но относительно некоторых народов пламенный интернационализм Ларссона дает сбой. Главный русский персонаж беглый ГРУ-шник Салашенко - наркоторговец, мафиози и садист. Его прижитый от неизвестной немки сын – гигантский монстр и ближайший помощник папы, привлекающий для грязных дел Салашенко фашиствующих байкеров. Сербские братья Николичи – наемные убийцы, воевавшие в отряде знаменитого полевого командира Югославской войны Желько Ражнятовича (Аркана), без колебаний занесенного автором в фашисты. В общем, подонок на подонке, за исключением проституток с территории бывшего СССР, которых мафия поставляют в Швецию. Эти – беспомощные жертвы. И только нелюбимая дочка Салашенко – отважная хакерша Лисбет находит в себе силы преодолеть дурную кровь папаши, облить его бензином, поджечь, а через много лет, узнав, что выжил, долбануть топором по черепу! Но она такая одна, и потому шведам, да и прочим политкорректным европейцам нужно не покладая рук бороться с русско-сербской угрозой и наводить политкорректность в самой Сербии, а выходцев из мусульманских и азиатских стран наоборот расселять по просторам родной Стокгольмщины.
Пока еще процесс идет не достаточно быстро. Из 9,4 миллионов шведского населения мигрантов, исповедующих ислам, пока всего 300 тысяч с небольшим, но сверх того проживает немало негров, китайцев, цыган и прочих пришельцев, придерживающихся иных верований, вплоть до культа Вуду. Когда их доля перевалит критическую черту, новая Астрид Линдгрен порадует разноцветных шведских детишек сказкой «Карлсон-ибн-Хаттаб продает героин на крыше». И душа Стига Ларссона возрадуется с того света. Ведь новые шведы куда надежнее, чем нынешние, защитят родину от русских оккупантов, их сербских союзников и примкнувших к захватчикам белых расистов!
Юрий Нерсесов