Сказка о царевне-садистке
Заглянув на один из сайтов, где ботинки начальства вылизывают даже старательнее, чем у Соловьёва с Киселёвым, я обнаружил там забавный пассаж о русских и европейских сказках. Естественно, с разъяснением, что у нас они добрые, а в растленной Европке злобные и кровавые.
«Европейские, прежде всего немецкие сказки часто жестоки. Кровь в них льётся рекой. Герои то рубят друг друга в винегрет, то сжигают в печках заживо. Сказки братьев Гримм или Шарля Перро дошли до русского читателя в сильно смягчённом виде, не в натуральном людоедском. Исконную жуть тех сказок кинематографисты и сейчас пытаются реанимировать, относительно свежий пример – «Страшные сказки» Маттео Гарроне. Русский фольклорный шаблон иной. Мы не так кровожадны, зато более скабрёзны. Пока они ходили вырезать мирных селян, наши предки шастали по бабам. Фольклорист Афанасьев тому порукой».
Насчёт Гримм и Перро всё верно, я и Афанасьева читал. В том числе и сказку «Безногий и слепой богатыри». В ней жена Ивана-Царевича Анна Прекрасная решила извести верного богатыря мужа дядьку Катому, чтобы потом над самим Иваном издеваться сподручнее было. Вот таким образом:
«Отрубили Катоме-дядьке обе ноги. Глянула королевна кругом и увидала: стоит в стороне высокий пень; позвала слуг и приказала посадить его на этот пень, а Ивана-царевича привязала на верёвке к коляске, повернула назад и поехала в своё королевство. Катома-дядька дубовая шапка на пне сидит, горькими слезами плачет.
— Прощай, — говорит, — Иван-царевич! Вспомнишь и меня.
А Иван-царевич вприпрыжку за коляскою бежит; сам знает, что маху дал, да воротить нельзя. Приехала королевна Анна Прекрасная в своё государство и заставила Ивана-царевича коров пасти. Каждый день поутру ходит он со стадом в чистое поле, а вечером назад на королевский двор гонит; в то время королевна на балконе сидит и поверяет: все ли счётом коровы? Пересчитает и велит их царевичу в сарай загонять да последнюю корову под хвост целовать; эта корова так уж и знает — дойдёт до ворот, остановится и хвост подымет…
Катома-дядька сидит на пне день, и другой, и третий не пивши, не евши; слезть никак не может, приходится помирать голодною смертию. Невдалеке от этого места был густой лес; в том лесу проживал слепой сильномогучий богатырь; только тем и кормился, что как услышит по духу, что мимо его какой зверь пробежал: заяц, лиса ли, медведь ли — сейчас за ним в погоню; поймает — и обед готов! Был богатырь на ногу скор, и ни одному зверю прыскучему не удавалось убежать от него. Вот и случилось так: проскользнула мимо лиса; богатырь услыхал да вслед за нею; она добежала до того высокого пня и дала колено в сторону, а слепой богатырь поторопился да с разбегу как ударится лбом о пень — так с корнем его и выворотил.
Катома свалился на землю и спрашивает:
— Ты кто таков?
— Я — слепой богатырь, живу в лесу тридцать лет, только тем и кормлюся, коли какого зверя поймаю да на костре зажарю; а то б давно помер голодною смертию!
— Неужели ж ты отроду слепой?
— Нет, не отроду; а мне выколола глаза Анна Прекрасная королевна.
— Ну, брат, — говорит Катома-дядька дубовая шапка, — и я через неё без ног остался: обе отрубила проклятая!»
Как видите, по части зверств ничуть не хуже, чем у французов с немцами. Но пропагандявка рассчитывает, что её читатели в Афанасьева не заглядывали, и она не одна такая. Бывший министр культуры и нынешний советник президента по культуре Владимир Мединский врёт не менее вдохновенно.
Трезвенник Илья Муромец
По мнению халтурщика, плагиатора и рекламщика финансовой пирамиды МММ Мединского:
«Сравнение русских богатырей с европейскими рыцарями не в пользу последних. Несомненно, смелы они и горды, и воины могучие. Но служат всё же не Отечеству, а герцогам и королям. И всё же обидчивы, как вздорные мальчишки. Вечно у них дуэли да драки. Вообразить же дуэль Ильи Муромца с Алёшей Поповичем невозможно даже в бреду… В «Былинах» описываются весёлые пиры при дворе Владимира Красное Солнышко. Но нет в них описания опившихся, валяющихся на земле, теряющих человеческий облик. Во всех западных эпосах они есть: и в «Старшей Эдде», и в «Младшей Эдде», и в «Песне о Нибелунгах». А в «Былинах» – нет! Вообще единственный случай упоминания пьяниц и пьянства на Древней Руси – это история про Садко и голь перекатную. Но, во-первых, это эпос Новгорода – самого европейского города Руси, члена Ганзы. Во-вторых, бесконечные приключения Садко содержат только один «пьяный» эпизод. Остальные примеры гульбы – не пьянка, а скорее безудержное, разудалое веселье, такое, как пляски морского царя под гусли Садко».
Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош, сопровождаемый погромом и разграблением культовых сооружений:
Выходил Илья он да на Киев-град
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки Божьи церквы погуливать.
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он залочены вси повыстрелял.
Да кричал Илья он во всю голову,
Во всю голову кричал он громким голосом:
«Ай же, пьяници вы, голюшки кабацкии!
Да и выходите с кабаков, домов питейных
И обирайте-тко вы маковки да золочёныи,
То несите в кабаки, в домы питейные,
Да вы пейте-тко да вина досыта.
Что касается дуэлей и прочего мордобоя, то Алёша Попович совершенно конкретно огрёб от Добрыни Никитича, перед этим посягнув на его жену. Хитрый Алёша, воспользовавшись долгой отлучкой товарища, объявил его погибшим и посватался к добрыниной супруге. Добрыня о том проведал, на свадебку явился, и дальнейшие события развивались в соответствии с классическими анекдотами на тему «Возвращается муж из командировки…»:
Как ухватит он Алёшу за жёлты кудри,
Да он выдернет Алёшку через дубов стол,
Как он бросит Алёшку о кирпичен мост,
Да повыдернет шалыгу подорожную,
Да он учал шалыгищем охаживать,
Что в хлопанье-то охканья не слышно ведь.
В русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика. Однако Мединский, похоже, составляет их биографии по типу собственной характеристики при избрании в комитет комсомола МГИМО. Уверен, что будущий делец, карьерист и политическая проститутка выглядел в ней вместилищем всех добродетелей, до гроба преданным учению Маркса и Ленина.
Примирение с принцем Лимоном
Адвокат и бывший депутат от КПРФ Дмитрий Аграновский, несмотря на членство в условно оппозиционной партии, не устаёт воспевать президента России. А у того отдельные эпизоды биографии вызывают ассоциации с другим президентом – из рассказа популярного в России американского писателя. И Аграновский слегка изменил содержание его рассказа:
«Помните у Джека Лондона рассказ "Мексиканец" про боксера, который бился с американцем в Америке, чтоб на полученные призовые купить винтовки для восстания против оккупантов в своей стране? Все были против него. А он победил!»
Действительно победил, и даже спортсмена из США. Только оккупанты там не причём. Мексиканский боксёр Диего Ривера там зарабатывает на ринге деньги для свержения своего соотечественника, мексиканского президента Порфирио Диаса:
«Время пришло. Революция была на чаше весов. Ещё один толчок, последнее героическое усилие, и стрелка этих весов покажет победу. Хунта знала свою Мексику. Однажды вспыхнув, революция уже сама о себе позаботится. Вся политическая машина Диаса рассыплется, как карточный домик. Граница готова к восстанию. Некий янки с сотней товарищей из организации «Индустриальные рабочие мира» только и ждёт приказа перейти её и начать битву за Нижнюю Калифорнию. Но он нуждается в оружии. В оружии нуждались все — социалисты, анархисты, недовольные члены профсоюзов, мексиканские изгнанники, пеоны, бежавшие от рабства, разгромленные горняки Кер д’Ален и Колорадо, вырвавшиеся из полицейских застенков и жаждавшие только одного — как можно яростнее сражаться, и, наконец, просто авантюристы, солдаты фортуны, бандиты — словом, все отщепенцы, все отбросы дьявольски сложного современного мира. И Хунта держала с ними связь. Винтовок и патронов, патронов и винтовок! — этот несмолкаемый, непрекращающийся вопль нёсся по всей стране… Ривера, на коленях скрёбший пол, поднял глаза. Щётка застыла в его обнажённых руках, залитых грязной мыльной водой.
— Пять тысяч помогут делу? — спросил он. На всех лицах изобразилось изумление. Вэра кивнул и с трудом перевёл дух. Говорить он не мог, но в этот миг в нём вспыхнула надежда.
— Так заказывайте винтовки, — сказал Ривера. Затем последовала самая длинная фраза, какую когда-либо от него слышали: — Время дорого. Через три недели я принесу вам пять тысяч. Это будет хорошо. Станет теплее, и воевать будет легче. Больше я ничего сделать не могу».
Возможно, Аграновский невнимательно читал Лондона, однако вполне вероятно, что он сознательно его перевирает. Потому что, хотя и состоит в КПРФ, но поддерживает Владимира Путина, а мексиканский коллега явно на него похож. И авторитарным стилем управления, и постоянными апелляциями к христианским ценностям, и демонстративной критикой старших партнёров, о которых Диас сказал: «Бедная Мексика! Так далеко от Бога и так близко к США».
Даже манера временно оставлять пост своей марионетке у лидеров общая. Сеньор Порфирио первый раз рулил в 1877–1880 гг. Затем правил через зиц-президента, военного министра Мануэля Гонсалеса. В 1884 году избрался вторично, отменил поправку, запрещавшую очередное переизбрание, и увеличил президентский срок с 4 до 6 лет. В 1911 году его свергла революция, о которой и писал Лондон.
Владимир Владимирович возглавлял страну с 2000 по 2008 год. Потом поставил президентом вице-премьера Дмитрия Медведева. В 2012-м вернулся, отменил поправку, запрещавшую очередное переизбрание, увеличил президентский срок с 4 до 6 лет и до сих пор сохраняет власть. Революции у нас не предвидится, поскольку противники Кремля куда омерзительнее его обитателей, но охранители на всякий случай литературу переписывают.
Настоятель Свято-Троицкого собора в Армавире Павел Калинин убрал из пушкинской «Сказке о попе и его работнике Балде» упоминание о попе и нахально врёт, что этого хотел сам поэт. Из поставленного по сказке спектакля театра оперы и балета в Сыктывкаре попа убрали по требованию епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Когда же артисты возмутились, министр культуры Коми и бывший инструктор Сыктывкарского горкома КПСС Надежда Боброва пригрозила отказом в финансировании.
В столичном «Содружестве актёров Таганки», которым тогда руководил депутат от КПРФ, актёр и режиссёр Николай Губенко, переписали «Приключения Чиполлино» итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари. Спектакль завершается не свержением принца Лимона, а слёзной челобитной от угнетаемых овощей и фруктов, которую его высочество милостиво удовлетворяет. А я гадаю: за кого слипшиеся в экстазе чиновники, церковники и КПРФ-ники примутся в следующий раз?
Юрий Нерсесов