Полемика со статьей Алексея Громского «Анархист и иерархи».
«Хорошо, вам товарищ заместитель командира по политической части! - С завистью вздыхал солдат-первогодок, получивший наряд вне очереди на чистку сортиров. - Закрыли хлебало, и рабочее место убрано!» Но стать хорошо оплачиваемым замполитом, гибко реагирующим на каждый чих начальства, колеблющимся вместе с генеральной линией партией и готовым в любое время дня и ночи заклеймить очередного врага, не так просто. Халтурщик, выполняющий порученную работу спустя рукава и без должного рвения, никогда не сделает карьеру и рискует быть разжалованным в чистильщики солдатских толчков. Боюсь, неизвестному мне организму, обитающему в окрестностях одного из путинюгендов, тоже грозит похожая участь. Поэтому из чувства человеколюбия укажу на ряд ошибок, допущенных им в защите от меня Московской Патриархии.
Прежде всего, бросается в глаза слабость доказательной базы текста. Всего одна цитата и одна ссылка, да и те не в тему. Нет, идея сразу перейти на личность оппонента и доказать его гнусность выдержками из его же биографии правильна, но вот воплощение никуда не годится. Наш путёнок уже во втором абзаце начинает врать, да ещё и уличает во вранье сам себя. Сведения о «собственных «грешках» автора в отношении его «товарищей по борьбе» из «Русского сопротивления», предлагается проверить через гипперссылку, но зайдя по ней, мы не найдём ни слова о «грешках». Только информацию об участии оппонента в выпуске газеты «Русское сопротивление», где он публиковал как ультралевые, так и ультраправые материалы (что и продолжаю делать на «АПН Северо-Запад»).
Проверяем через ту же гиперссылку утверждение, что оппонент анархист, – та же история. В искомом тексте обнаруживается лишь упоминание, что тот в 1989 году являлся членом редколлегии издававшейся Анархо-Коммунистическим Революционным Союзом газеты «Чёрная знамя», но член редколлегии и член общественной организации выпускающей газету - далеко не всегда одно и тоже. «У нас бывали случаи, когда в администрацию газеты мы принимали людей, по своим убеждениям принадлежавших к Баварской Народной партии, но зато показавших на деле, что они действительно квалифицированнейшие работники. Результат таких опытов был в общем превосходный», - оценивал опыт издания своей газеты «Фёлькишер Беобахтер» фюрер Национал-Социалистической Рабочей партии Германии, и подобной позиции до сих пор придерживаются многие партийные боссы.
Отсюда урок первый: цитировать источники надо аккуратно, чтобы не выглядеть лгунишкой в глазах читателей. События и факты следует использовать реальные, чтобы нельзя было возразить по существу. В данном случае можно было написать что оппонент, являясь полуармянином-полуевреем, цинично сотрудничал в газете бывшего депутата Петросовета Юрия Беляева, который неоднократно привлекался за разжигание межнациональной розни к лицам неславянской национальности и сейчас отбывает по 282-ой статье срок в колонии-поселении.
Урок второй: использовать цитаты и ссылки надо к месту, для доказательства своих аргументов. Как это делает в своём панегирике митрополиту Кириллу опытный политрук дьякон Андрей Кураев. Нужно ему подчеркнуть энергичность местоблюстителя, и на свет появляются слова: «У нас с вами нет времени для раскачки и благодушествования, для лени и разгильдяйства, для прожигания жизни. Нам Господь этого времени - не дал».
Но то профессионал высокого класса! А халтурщик ляпает цитаты, не заботясь ни о смысле, ни о контексте. Если митрополит Кирилл, сказал что «Верующим человеком невозможно манипулировать», то как это отменяет его благодарность путинюгенду за драку со сторонниками взбунтовавшегося епископа Диомида? К тому же вырванное из контекста высказывание смотрится не слишком удачно. Больно много известно случаев, когда грешные пастыри манипулировали верующими, заставляя одних превращаться в живые бомбы, а других вкладывать деньги в финансовые пирамиды.
Теперь переходим к путинятским опровержениям тезисов оппонента. Здесь картина столь же печальная. В тексте приводятся слова Никодима о грядущем провозглашении Всемирного Совета Церквей «сверхцерковью» или Вселенским Собором» и превращении Ленинградской Духовной Академии в «лабораторию мировой экуменистской мысли». Там же имеется ссылка на фотографию запечатлевшую митрополита Кирилла, участвующего в экуменистском богослужении. При желании можно вспомнить его же слова о желании видеть ВСЦ «колыбелью грядущей Единой Церкви»
Старательный замполит выложит против этих цитат дюжину эпизодов, в которых владыка Кирилл обещает не поступиться принципами, и заставит читателей, по меньшей мере, усомниться в его вероотступничестве. Но тыкать пальчиком в клавиатуру в лом, а в бар напротив завезли свежее пивко! И путёнок торопливо отписывает: «Единую церковь создавать никто не собирается». То есть опровергает от своего имени местоблюстителя патриаршего престола, заявляющего обратное! И кому читатели должны верить?
По мне так мнение без пяти минут патриарха многократно весомее, и отсюда урок третий: не стоит подменять своими мыслишками идеи авторитетов, которых защищаешь. На костёр, конечно, не пошлют, но дураком будешь выглядеть круглым, и карьеры не сделаешь. Это же касается и путятских попыток доказать, что оппоненту нельзя проецировать на церковь «политические реалии окружающей его действительности». Как же не проецировать, когда «кирилловцы» и их конкуренты, в преддверие выборов патриарха громят вражеских кандидатов, не хуже чем Ющенко с Януковичем? Не какие-то раскольники-диомидовцы, но вполне лояльный к РПЦ сайт «Правая.ру» печатает разгромную статью против Кирилла, а рядом вывешивает ролик, где человек похожий на местоблюстителя почтительно склоняется к ручке Римского Папы. Не медлят с ответом и по ту сторону баррикад. Сам Кураев громит митрополита тобольского Димитрия, якобы фальсифицирующего выборы делегатов Поместного собора в пользу кандидата в патриархи митрополита Климента. Да ещё и причину подтасовок раскрывает. Оказывается, Климент приходится Димитрию любимым братом.
Кажется, ещё немного и группы поддержки начнут рвать бороды у неприятельских владык, но согласно путятскому мнению это всё не политические реалии. Похоже, мальчик просто не в теме, ибо ленив, нелюбопытен и подходит к делу без малейшего энтузиазма. Как анекдотный пёсик-дистрофик, который на призыв хозяина облаять лезущих в дом воров, с трудом поднимает голову от коврика и вяло произносит: «Ну, тяф…»
Лень подводит путёнка и в защите деятельности Московской Патриархии на постсоветском пространстве: «Нерсесов обвиняет церковных иерархов и в том, что они «отпихиваются от Осетии и Абхазии», потеряли позиции в Эстонии и так далее. Что ж, вот если бы каноны и догматы Православия были не первостепенны, тогда бы под омофор РПЦ МП были бы приняты все. А так, в ситуации необходимо еще разбираться, не следуя слепо за политической конъюнктурой».
Кто-то что-то понял? Вроде бы речь идёт о несоответствии канонам и догматам принятия под омофор РПЦ приходов Абхазии и Южной Осетии (которую юноша, похоже, мимоходом успел объединить с канонической территорией Московского Патриархата – Северной Осетией). Но о каких конкретно канонах и догматах идёт речь? И причём тут входившие в состав РПЦ, а потом ушедшие в Константинопольский Патриархат эстонские приходы? Читателям остаётся только гадать.
Снова сравнивая путёнка с Андреем Кураевым, в очередной раз наблюдаем, насколько далеко ему до старшего товарища. «Мы, говоря, Абхазия или Южная Осетия, держим в уме слово Украина, – заявил второй после митрополита Кирилла поп-звезда российского эфира. – Если наша церковь скажет, что в связи с изменением границ Грузии, должны измениться и границы Грузинской церкви, тем самым наша аргументация по Украине потеряет смысл».
Можно возразить, что США и их вассалы, не заботясь подобными проблемами, признали Косово, но не признали Абхазию с Южной Осетией, а Россия в нынешнем году поступила с точностью до наоборот. Если же РПЦ боится, что принятие под её омофор бывшей паствы грузинского патриарха приведёт к потере приходов на Украине, это свидетельствует лишь о внутренней слабости. Однако Кураев выражается ясно и доводит мысли до конца, а не обрывает их на полуслове, и урок четвёртый предписывает следовать его примеру. В частности, отрицая знакомство оппонента «с какими-либо основами церковной жизни», следует привести примеры, доказывающие вражеское невежество, а не уподобляться отцу Фёдору из «Двенадцати стульев» с его легендарным аргументом «Сам ты дурак!»
Лишь когда обсуждение затрагивает актуальный для путинят попил бабла, мысли защитника патриаршего престола обретают некоторую стройность и подобие логики. Правда, не сразу. «Автор… переходит к самому сладкому и проверенному способу очернения священнослужителей – торговле и коммерческой деятельности ОВЦС под руководством митрополита Кирилла. Звучит обвинение в том, что он, о ужас, выступал за то, чтобы сделать церковь «полноправным субъектом рыночной экономики». В ответ на этот тезис стоит заметить, что Русская Православная Церковь, серьёзные внутренние проблемы у которой начались ещё со времен Петра I…»
Урок пятый: опровергая тезис оппонента, не следует залезать в область, где ваша серость отсвечивает столь цинично. Если по мнению знакомых с основами церковной жизни путят серьёзные внутренние проблемы у РПЦ начались со времён Петра I, в чьё царствование имела место проблема между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом? В какой век Церковь решала проблему ереси жидовствующих? Можно ли считать серьёзной проблему отношений иосифлян и нестяжателей?
Далее дело доходит до собственно бабла и, наконец, на свет появляется первый аргумент. «Русская Православная Церковь сегодня действительно довольно серьёзно нуждается в деньгах. Только на территории одного из самых небольших регионов Северо-Запада - Новгородской области - можно назвать более сотни храмовых построек, являющихся, между прочим, памятниками регионального и федерального значения, нуждающихся в реставрации. У государства на это денег, как водится, нет».
Путинята, обличающие государство за отсутствие денег на ремонт храмов, – зрелище не для слабонервных. Надеюсь, что ребята не остановятся на достигнутом и в ближайшее время выйдут к стенам Кремля. С требованиями направить на восстановление новгородских церквей финансы, выделяемые под ежегодные пьянки путинюгенда на Селигере. Кроме того, мальчики, девочки и некоторые иерархи могут вспомнить вполне рыночный способ превращения запустевших храмов и монастырей в процветающие. Нагляднее всего его продемонстрировал в XIX веке игумен Валаамской обители Дамаскин, при котором монахи 11 часов в день трудились и 7 часов молились, зато их арбузы и виноград, не говоря уже о прочих плодах земных, славились далеко за пределами края, да и монастырь отстроили на славу. Понимаю, что водочно-сигаретный бизнес, торговля алмазами или спекуляция государственными облигациями ближе каждому истинному путёнку, не говоря уже об основных кандидатах в патриархи, но, по-моему, отец Дамаскин их бы не понял. Не говоря уже о чудаке, который около двух тысяч лет назад вообще выгонял торгашей из храмов.
Юрий Нерсесов