Русская православная церковь распространяет своё влияние не только за пределы Российской Федерации, но и за бывшие границы СССР. Она сегодня рассматривается многими пророссийскими политиками как сильный рычаг проимперской, центростремительной и промосковской политики. Однако ситуация, в которой она находится в различных странах, очень варьируется, так как политические силы там стремятся или использовать в своих целях эту консервативную структуру с тысячелетним политическим опытом, или, наоборот, ослабить её.
Украина. Каноническая Украинская православная церковь, согласно церковной терминологии, является "гонимой церковью". Уже с первых месяцев независимости республики стало ясно, что политика правящей элиты состоит в том, чтобы ликвидировать или максимально ослабить каноническую церковь, так как она является неотъёмлемой частью РПЦ. Наскоком это осуществить не удалось, и пока каноническое православие на Украине сумело отстоять подавляющую часть своих приходов. В связи с этим украинские власти осуществляют различного рода акции, подрывающие его базу. Они не только поощряют внутрицерковные расколы (автокефалия, униатство) и способствуют деятельности западных протестантских миссионеров, но даже оказывают закулисную поддержку более экзотическим конфессиям, например, мормонам и кришнаитам. Последним, в частности, предоставляется определённый доступ на экраны центральных и местных телевизионных каналов. Вместе с тем, местные власти в некоторых регионах оказывают поддержку канонической православной церкви, например, в создании "налоговых коридоров" для её коммерческих структур.
Белоруссия. Православие там фактически стало, как и в России, государственной религией. Крестящийся перед телевизионными камерами Лукашенко стал для некоторых западноевропейских политиков, особенно левых, посмешищем.
Правобережная Молдавия (республика Молдова). Этнические чистки, зверства и война с Приднестровьем сопровождались попытками перевести православные приходы под власть Бухареста. Руководство православной церкви в Молдавии "трусливо поджало хвост и набрало в рот воды", когда руководство Интердвижения пыталось с ним сотрудничать, в том числе и по этому вопросу. В то же время действительно принципиальную прорусскую и позицию заняло тогда руководство влиятельной в этом регионе Старообрядческой церкви.
Левобережная Молдавия (Приднестровье). Пока народ с оружием в руках защищал Приднестровье от вторжения, православная церковь "отсиживалась в кустах". Когда же создавшие эту республику Советы трудовых коллективов были фактически разогнаны, а многих проливавших кровь защитников Приднестровья вынудили эмигрировать, то Приднестровье стало походить на маленькую копию нынешней коррумпированной России. Там тоже сегодня настал звёздный час для размахивающих кадилами попов.
Узбекистан. Эта республика в наибольшей степени сохранила порядки и идеологию СССР, и отношение к религии не стало исключением. Руководство отрицательно относится к исламизму, причинившему много бед в регионе, и не допускает никакого вмешательства мусульманского духовенства в политику. Хотя к православию претензий нет, но к нему применяют ту же общую мерку, что и к исламу, то есть его оставили без всяких "налоговых коридоров", масштабной государственной поддержки и источников лёгкого обогащения. Можно говорить об Узбекистане как о действительно светском государстве в европейском значении этого слова, где религия реально отделена от государства. В связи с этим местные православные священники оценивают узбекское руководство как атеистическое.
Польша. Формально Польская православная церковь (порядка 500-600 тысяч реальных прихожан) является автокефальной (независимой). Она никогда не стремилась к автокефалии, но геополитическая ситуация в 20-х годах вынудила её пойти на этот шаг. Хотя сегодня она формально не подчинена РПЦ, но поддерживает с ней исключительно хорошие и тесные отношения, выходящие далеко за рамки обычных отношений двух автокефальных церквей. Для православных священников в Польше обязательно знание русского языка, который используется в проповедях. Они считают своим долгом регулярно приезжать в Россию и на Украину, в том числе и в качестве туристов, зачастую с семьями. Как-то один православный священник в Польше рассказывал мне про то, что в 1920-м году Красной Армии не удалось захватить Варшаву, и сожалел об этом.
Парадоксально, что польское православие сегодня нашло себе неожиданную поддержку со стороны Европейского Союза, защищающего религиозные и культурные меньшинства. На его средства, а отнюдь не российские, в Польше реконструируются действующие православные церкви и строятся новые.
Польская православная церковь расширяет сферу своей деятельности на традиционно католические страны, создавая свои приходы, в частности, в Португалии и Бразилии, причём прихожанами являются не столько собственные эмигранты, сколько местные жители, разочаровавшиеся в католицизме. По слухам, православные священники в этих странах, в отличие от католиков, не занимаются мелочным регламентированием повседневной личной жизни прихожан и, тем самым, делают православие более привлекательным в глазах населения.
Франция. Особенностью этой страны является то, что там продолжает действовать чрезвычайно жёсткий антицерковный закон от 1905 года, который был взят за основу большевиками в 1917 году в России. В соответствии с ним в своё время во Франции была конфискована вся собственность католической церкви, и государство активно содействовало дехристианизации страны. Спецификой Франции является воинствующий атеизм многих интеллектуалов и студенческой молодёжи. Однако некоторые французы полагают, что русское православие в большей степени, чем глубоко презираемый ими католицизм, сохранило мистический дух раннего христианства, и в связи с этим к православным храмам РПЦ во Франции проявляется повышенный интерес, они отмечены во всех в туристских путеводителях. Примечательно, что для туристов вход в русский православный храм в Ницце платный, по крайней мере, когда я там был, – это уникальный случай в мировой практике.
Куба. Сегодня Латинская Америка переживает настоящий крестовый поход американских протестантских миллионеров, которые, имея огромные деньги, творят с их помощью настоящие "чудеса". Так, за последние десятилетия в Гватемале, бывшей католической стране, им удалось переманить в свою веру половину населения. Кубинское руководство рассудило, что разочарованным в католицизме жителям надо дать возможность поменять веру, если они того захотят, и решило сделать каноническое русское православие противовесом подпольным западным протестантским миссионерам, приезжающим на остров по туристским визам. Именно поэтому в Гаване недавно и был построен напрямую подчиненный Москве храм РПЦ.
Россия. Григорий Рычагов, бывший депутат Верховного Совета Украины в 1994 – 1998 годах и позже секретарь депутатского объединения "За союз Украины, России и Белоруссии", долгие годы тесно связан с руководством канонической Украинской православной церкви. Он так характеризует официальную позицию России относительно православия:
В. В. Путин, будучи президентом России, строил свою политику небрежно. Он приезжал в Киевско-Печерскую лавру, центр русской веры, главную кафедру и русской, и украинской православных церквей. В присутствии владыки Кирилла (смоленского) он заявил корреспондентам следующее (я пересказываю его слова, а не цитирую дословно, но смысл именно такой):
- Мол, что украинская православная и русская православная церкви не являются единой церковью, они не имеют ничего общего между собой, а отношения Русской православной церкви с Украинской православной церковью такие же, как и с любой другой церковью мира.
Таким образом, он практически и политически одобрил нынешний раскол внутри православия. Вы можете подумать:
- Ну, ляпнул президент, неграмотный он, ничего не понимает в православии. Пусть даже за его спиной светился владыка Кирилл, казалось бы, главный вождь церковной политики, лидер церкви.
Однако слова президента – это указ для всех государственных структур, в том числе и посольств. Российское посольство в Киеве и раньше не было в восторге от вовлечения в проблемы православной церкви, но после этого заявления оно вообще зажгло красный свет для контактов с церковными организациями.
Одно из первых лиц посольства мне так и сказало:
- Мы даже в церковь к вам заходить не будем, так как любое наше появление в православной церкви будет рассматриваться как вмешательство во внутренние дела Украины.
- Даже перекреститься туда не можете зайти?
Действительно, не заходят, а если и крестятся, то на официальных церемониях, их эти вопросы вообще не интересуют. Когда говорят, что Россия – это православная страна, то, глядя на её представителей за рубежом, можно только пожать плечами.
Общая политика России – выделить деньги тем, кто может их испортить, выбросить, скомкать. С одной стороны, можно официально отрапортовать об участии, с другой, можно тайно доложить противоположной стороне, что дело удалось полностью уничтожить в зародыше. Напомню историю с Валерием Кауровым, руководителем Союза православных граждан Украины.
На синоде Украинской православной церкви он был осуждён митрополитом Владимиром как антиправославный человек, который много сделал для подрыва авторитета церкви. На одном из собраний он говорил о необходимости захватить Константинополь. Кауров не является человеком, который ищет другой путь в православии, он вообще с глубоким неуважением относится и к православной церкви, и к священникам.
Однако человеку, который доводит православную и имперскую идею до абсурда, помогают и ему выделяют средства. Он финансируется и поддерживается какими-то структурами в России, чтобы подорвать позиции нашей церкви, которая и так раскалывается. Его поддерживают, принимают в высоких кругах, в то время как других, куда более реальных политиков, которые действительно говорят сегодня о важных вещах и пользуются достаточной популярностью, российские власти и структуры поддержать не хотят.
Александр Сивов