4 марта 2007 года при посещении строительной площадки спорткомплекса с пивопроводом на месте стадиона имени Кирова губернатор произнесла историческую речь, в корне меняющую представление горожанина не только об облике города, но и о роли личности в истории. Напоминаем, что В.И.Матвиенко предложила заменить памятник Кирову, не смотрящийся на фоне элитных зданий Крестовского острова, на памятник главе правления "Газпрома" А.Б.Миллеру или президенту футбольного клуба "Зенит", а также компании "Лентрансгаз" С.А.Фурсенко. Если присутствующие приняли предложение за шутку, то они ошиблись: войдя в эстетический раж, губернатор поведала, что памятник В.И.Ленину у Финляндского вокзала также теперь не котируется из-за разбитых там по ее повелению фонтанов.
Как известно, исполнители - более ревностные католики, чем сам римский папа. Поэтому мы не сомневаемся в том, что кардинал В.Н.Лобко, ординарий О.А.Виролайнен и коадьютор Г.А.Шереметьев в самое ближайшее время расширят и углубят программные положения новой монументальной пропаганды, внесенные В.И.Матвиенко, дабы увековечить эру ее правления неистребимыми следами на лице и в печенках города.
Упреждая кардинальскую прыть, мы выскажем здесь собственные соображения о монументальной пропаганде XXI века, призванной отразить на пространстве города новые реалии его жизни, равно как и воздать дань справедливости в отношении подлинных героев нашего времени.
На мой взгляд, историческая роль А.Б.Миллера слишком велика и всеобъемлюща, в том числе и в международном масштабе, чтобы его изваяние высилось перед сквером, где будут харкать передозировавшие "Балтику" посетители нового спорткомплекса. К тому же образ газового владыки должен быть непременно исполнен из благородного металла. Фонтан в данном случае как раз-таки не помешает, равно как и вспомогательный образ геополитического препятствия судьбоносной экспансии "Газпрома". В этой связи мы вносим предложение заменить морально устаревшую и исторически непонятную скульптуру некоего Самсона, раздирающего пасть льву у Большого Петергофского дворца, ныне выполняющего роль центра элитных бракосочетаний и увеселительных мероприятий для зарубежных гостей. Актуальный образ А.Б.Миллера, раздирающего чрезмерно раззявившуюся пасть неразумного А.Г.Лукашенко, на наш взгляд, должен произвести неизгладимое впечатление на граждан цивилизованной, но энергозависимой Европы.
Политкорректность будет сбалансирована посредством оказания особого монументального почета рыцарю нашего времени, еще более решительно попирающего не менее беспардонного, чем Лукашенко, мирового супостата. На месте обесцвеченного временем и пернатыми Медного Всадника мы предлагаем воздвигнуть изваяние Джорджа Даблъю Буша, бесстрашно расправляющегося с террористической змеей, для пущего узнавания присовокупив к оной голову недодавленного Усамы бен Ладена (1957-20??).
С учетом грядущих выборов в США, где единомышленники славного Джорджа
по недоразумению могут потерпеть временную неудачу, нельзя обойтись и без олицетворения противуположной североамериканской партии. Всем нам знакома не только походная кепка, но и величественное выражение лица госпожи Мадлен Олбрайт, которая будет достойно смотреться на месте нетолерантной (к украинской незалежности) и неактуальной Екатерины II.
Столь же уместно, на месте тоталитарных и неактуальных Маркса и Энгельса воздвигнуть вдоль аллеи Смольного скульптурные изображения философских обоснователей нового экономического порядка. С двух сторон аллеи отныне будут назидательно устремлены друг на друга, и опять же на иностранных посетителей, мужественные профили Милтона Фридмана и Джеффри Сакса.
Предложения сровнять памятник архи-неактуальному и тоталитарному вождю пролетариата у входа в Смольный неоднократно звучат уже пятнадцать лет, и до сих пор не осуществлены в связи с раздумьями о достойной замене. Между тем все мы знаем, для чего - или, точнее, для кого - строился Смольный институт, и чьи права были бесцеремонно попраны при вторжении сюда вышеупомянутого пролетариата. Статуя, соответствующая этому парадному месту, должна увековечить в сердцах страдания изгнанной из этих стен Благородной Девицы, обобщенный образ которой будет поручено изыскать жюри конкурса "Мисс Россия" во главе с признанным специалистом модельного ремесла П.Листерманом.
Фонтаны у Финляндского вокзала действительно стали архитектурной доминантой площади, отодвинув в неактуальное прошлое ее митинговое предназначение. Тем не менее ее центр напрашивается на художественный образ, связанный с дружественной страной, куда губернатор регулярно отправляется на саммиты инвестиционно многообещающего "Северного измерения". По поручению губернатора Союз правозащитных ингерманландцев уже обращался к выдающемуся деятелю современности Мартти Ахтисаари с просьбой разрешить увековечить его образ. В связи с замедленной реакцией г-на Ахтисаари мы предлагаем, не дожидаясь ответа, отлить здесь в бронзе не менее доблестного политика, тесно связанную с Финляндским вокзалом и Карельским перешейком - маршала Маннергейма. Тем более что заказать копию можно непосредственно в Хельсинки, что послужит дополнительным поводом для очередной представительной делегации городского правительства к надменному, но высокоразвитому северному соседу.
Мирному, дипломатическому образу нашего города не к лицу политически некорректные фигуры несознательных отечественных полководцев, тем более прислуживавших вышеупомянутой неактуальной Екатерине. На месте статуи фельдмаршала Суворова, в знак убедительных гарантий никогда более не пересекать Альпы, мы предлагаем возвести скульптурное изображение бессменного спикера верхней палаты парламента верхом на сугубо мирной и неагрессивной выхухоли.
Политкорректность во внешней политике ничуть не противоречит правоохранительной бдительности, благо она призвана гарантировать благоприятную, как оранжереи Ботанического сада, атмосферу для инвестиций. Исключительно по этой причине образы отдельных генералов, проявивших особую доблесть в защите основ демократического порядка от красно-коричневых поползновений, остаются востребованными, в том числе и в монументальной скульптуре. Беспримерная решимость в стрельбе по собственным несознательным гражданам и даже институтам призывает нас увековечить в бронзе экс-министра обороны Грачева и самого безукоризненного исполнителя его приказов - генерала Евневича. Их изваяния призваны заменить морально устаревших Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора - по соображениям, обозначенным выше, сегодня также снабженного фонтаном. Здесь и должно принимать присягу новому пополнению внутренних войск, а также ОМОНа, под отеческим надзором передовиков зубодробительного труда из Петрозаводска.
Первые лица современной культуры, не побоимся этого слова - культурного менеджмента, смогут преодолеть свои временные тактические разногласия, если скульптурные образы этих выдающихся лиц, а именно М.Е.Швыдкого и Н.С.Михалкова, будут размещены по обе стороны здания Консерватории, на месте малопонятных Глинки и Римского- Корсакова.
Вместе с тем, в интересах баланса и в первую очередь во имя непреходящей толерантности в духовной сфере, хоть что-нибудь римское в нашем городе выситься все-таки должно. В связи с чем сомнительная фигура Павла I, в силу несознательности и психологической неустойчивости посягнувшего на остров Мальта (и за то подвергнутого гуманно-бескровной экзекуции посредством шарфа тогдашними демократическими силами), должна быть заменена на символ мирового антикоммунистического благолепия - скульптурное изображение Иоанна Павла II. Тем самым будет исполнена мечта сознательнейшего экумениста из тех, кто когда-либо работали на славное ЦРУ, ступить-таки благородной подагрической ногой в немытую Россию.
Те же приоритеты политического баланса и исторического покаяния диктуют нам и другие нововведения в монументальной пропаганде. По недоразумению у входа в Большой концертный зал "Октябрьский" по-прежнему громоздится лишенный художественной ценности монумент трем непонятным и тем более неактуальным красноармейцам. (Что, очевидно, и притягивает сюда разнообразный политнекорректный сброд, типа участников «Марша несогласных»). Посему всю территорию площади перед БКЗ следует немедленно занять фонтаном, посреди которого будет выситься скульптурная группа, увековечивающая доблестных защитниц Зимнего дворца из рядов Женского ударного батальона.
В свою очередь, в центре площади Искусств также должен стоять поэт, более тесно связанный с нашим городом, его линиями и подворотнями, чем неактуальный Пушкин. Кто же это? Конечно, тот прозорливый поэт, что предрек нашему отечеству почетную судьбу окраины Китая, - Иосиф Бродский. Улице Михайловской, ранее носившей имя неактуального живописца Бродского, следует вернуть обретшее новый, высокий смысл название, благо до великого князя Михаила поколению Next до такой же фени, как до Пушкина. Взору благородной публики, вывалившейся из бара отеля "Европа", предстанет духовно близкая ей непревзойденная строчка И.А.Бродского: "Сукой будешь? Сукой буду!", золотыми буквами высеченная на постаменте.
Другой Пушкин, еще более бессмысленно торчащий посреди одноименной улицы и препятствующий там проезду "Жигулей", не имеет никакого отношения к подлинному культурному центру этого района - галерее "Свободная культура". Выпрямив проезжую часть, в ее середине можно оставить место для статуи поэта, тесно связанного с вышеназванным культурным центром и символизирующего связи Петербурга с буддизмом - философией, известной прежде всего своею незлобивостью и толерантностью. Потенциальные демонстранты и несознательные антиуплотнительные активисты, проходя мимо силуэта Б.Б.Гребенщикова, внезапно ощутят в себе мир и непротивление, и сольются душой с деревьями. (Одно из них специально для этого можно, так и быть, оставить).
Еще менее актуальный и маловразумительный юморист Крылов, занимающий слишком много места в месте элитного уединения - Летнем саду, на наш взгляд, должен быть заменен на более современного, политически зрелого и несомненно популярного сказочника - Мавроди. Для экономии элитной площади постамент в виде пирамиды следует поставить на острие.
В интересах политического баланса и всемирной толерантности не следует забывать и жертв борьбы за демократию, безусловно признанных, нравится нам это или нет, прогрессивным человечеством. Так, на месте неактуального Шевченко вполне смотрелась бы голова страдательного журналиста Г.Гонгадзе. По нашим данным, на территории Детской железной дороги как раз валяется без дела голова из декораций к фильму "Руслан и Людмила", которую и можно приспособить для более актуальной и политкорректной тематики. А на территории Института экспериментальной медицины вечным укором медикам и физикам будет выситься силуэт правозащитника А.Литвиненко с зеленым лицом на фоне устрашающего атома полония.
Образы наших современников из политической элиты должны быть значительно более полно отражены в монументальной скульптуре. Неактуальный Грибоедов должен уступить место А.А.Фурсенко (с крупными буквами ЕГЭ посреди лба, в целях недостижимой иными способами узнаваемости). Отживший (особенно после переименования ЛЭТИ в Лованиум) изобретатель Попов, смотрящий прямо в сторону Химико-фармацевтической академии, альмы матер несравненной губернаторши, в свою очередь, освободит место для увитого целебными пиявками М.Ю.Зурабова - символа подлинно народной, рентабельной и безльготной медицины. Его окружит аллегорическое изображение счастливых пациентов в виде двукрылых насекомых, раздувшихся, переливающих яркими цветами желтухи и цианоза, и счастливо повернутых лапками кверху.
Другие образы актуальных современников целесообразно разместить на памятных местах:
- В.В.Черкесова, выводящего из борделя несовершеннолетнюю К.А.Собчак
- в центре Конюшенной площади;
- А.Л.Кудрина, вымазанного зубной пастой - у школы, где над ним издевались;
- Д.О.Якубовского, выносящего в целях экспорта на историческую родину свиток Торы - в проеме окна Публичной библиотеки;
- иерархов северо-западного спиртпрома - в составе скульптурной группы "Я убью тебя, водочник" у проходной завода ЛИВИЗ на Синопской набережной (с головой К.И.Рагозина, торчащей из воды);
- наконец, незаслуженно отбывающего заключение благотворителя и игорного гения М.М.Мирилашвили - на вершине Колонны мира на Сенной площади, в терновом венце с лентой, гласящей "Он так любил ЮНЕСКО".
Особо выдающиеся персоны нашего города также могут найти вольное и, не побоимся этого слова, игривое отражение в монументальной пропаганде. Так, Три грации на фасаде бывшего дома терпимости на Потемкинской улице могут обрести узнаваемые и милые сердцу демократических горожан черты А.Ю.Маниловой, М.А.Фокиной и Н.С.Чаплиной. Девочку с куклой на Елагином острове легко переделать народную артистку России А.Б.Фрейндлих с С.Б.Тарасовым на руках.
Скульптура, как и архитектура, шагает в ногу со временем. Некоторые образы известных горожанам лиц лучше выражаются в стиле постмодерна: Л.Д.Рейман с туловищем в виде мобильного телефона, опутанного проводами интриг; А.Я.Розенбаум с телом лебедя, плавающего в Зимней канавке; для изображения М.С.Боярского достаточно и вовсе шляпы, усов и значка "Единой России".
И, наконец, новая монументальная пропаганда должна включить в себя и обобщающие сословные типажи, в дополнение к уже существующим Городовому, Фонарщику, Электрику, Чижику-Пыжику и вышеупомянутой Благородной Девице. В новых образах, как в зеркале, отразится социальная реальность нашего неуклонно процветающего мегаполиса:
1) памятник Кинутому дольщику (подпирает "Пизанскую башню" в Купчино);
2) памятник Собирателю тары (у стадиона "Петровский");
3) памятник Бродячему рокеру (в переходе на углу Невском проспекта и Садовой улицы.);
4) памятник Раздавленному пассажиру (метро "Пионерская");
5) памятник Попрошайке (Московский вокзал);
6) памятник Неплательщику (Марсово поле 1, у парадного подъезда);
7) памятник Выселенцу (между улицами Розенштейна и Шкапина);
8) памятник Банкиру (у ресторана, где объелся на дне рождения президент "Астробанка" Кирилл Смирнов);
9) памятник Снайперу-любителю (Невский проспект, на балконе напротив улицы Рубинштейна);
10) памятник Неторопливому пожарнику (Измайловский проспект)