АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2010-04-30 Александр Сивов
Русский Карс 90 лет спустя

Тем, кто уже забыл школьные учебники истории, напомню: с 1878 по 1920 годы город Карс и прилегающие к нему территории входили в состав Российской империи.

О русских, компактно проживающих на своей исконной земле на землях, не входивших ни в СССР (Белостокская область Польши), ни в состав Российской Империи (регионы Румынии и Словакии), российские СМИ вообще стараются не упоминать, хотя там миллионы наших соотечественников. Что же касается населения Карской области, где русских было сравнительно немного даже во время её пребывания в составе России, то тамошняя жизнь вообще является тайной за семью печатями.

Немного истории. В 70-х годах XIX века Александр II поставил целью захватить Константинополь (ныне Стамбул), столицу ослабевшей Оттоманской империи, а циничным поводом для войны послужил лозунг «освобождения христианских народов от исламского ига».

В связи с тем, что в населённой многочисленными народами и традиционно веротерпимой Османской империи христиане отнюдь не чувствовали себя ущемлёнными, России нужен был повод для того, чтобы заявить об «османском иге». В некоторых регионах Герцеговины и Болгарии российской агентурой были организованы мятежи и восстания, которые, как это заранее и планировалось, были подавлены с неизбежными в таких случаях репрессиями. Повод - «гонения на христиан» - был создан.

Плохо вооружённая и подготовленная российская армия объявила войну Оттоманской империей и в 1877-78 годы шла долгая, страшная бойня, по характеру своему похожая на недавние чеченские кампании. В результате бездарно проведённой войны и провалов российской дипломатии Константинополь взят не был, Герцеговина отошла Австро-Венгрии, а русская часть Добруджи - к Румынии. «Освобождённая» же Болгария в конечном счёте превратилась в антироссийское государство, где Германия сумела поставить королём этнического немца. Впоследствии болгарские «братушки» успешно воевали против России в Первую мировую войну и служили карателями в борьбе против югославских партизан во Вторую мировую. Война 1877-78 года обескровила Россию, а передовая российская общественность обвинила царизм в бездарности.

Для России единственным результатом этой кровавой мясорубки стало присоединение к ней маленькой многонациональной Аджарии и бедной, не имевшей никакого стратегического значения Карской области, населённой в основном турками. Последняя находилась в составе Российской империи и СССР вплоть до 1920 года.

30 октября 1920 года большевики подписали с восставшими против султана и Антанты турецкими республиканцами во главе с Кемалем Ататюрком договор о передаче Карской области Турции. Шла гражданская война, эта территория была отрезана от Советской России, на севере находилась враждебная Грузия. Турецкие республиканцы поклялись открыть ещё один фронт против Антанты и воевать насмерть. Своё обещание они полностью сдержали, что ослабило военное давление на Советскую Россию.

После окончательной победы республиканцев в 1923 году, СССР получил на своей южной границе самого верного, преданного союзника. Турция начала строить социализм с турецкой спецификой, копируя СССР во всём, от цвета флага до пятилетних планов развития. Во время Второй мировой, несмотря на сильнейшее давление Гитлера, Турция отказалась выступить на его стороне и даже пропустить военные корабли в Чёрное море через проливы.

Впрочем, после войны советское руководство ухитрилось испортить отношения с Турцией, как и с Югославией, Албанией, Китаем. Но это уже совсем другая история.

Турецкие историки говорят, что регион Карса явился первым местом в Анатолии, где ещё во втором веке до нашей эры появились их предки - тюркское племя карсаки, давшее имя городу. Сегодня турки по-прежнему живут здесь, на исконной земле своих предков, но этот простой вопрос нуждается в комментариях.

По ту сторону границы СССР, в приграничной грузинской Месхетии проживали турки-месхетинцы. Историки говорят, что их предки, как и предки населения некоторых регионов сегодняшней Карской области, ещё в XVIII веке говорили на диалекте грузинского языка. Во время Великой Отечественной войны месхетинцев депортировали, как и некоторые другие народы Кавказа. В 1956 году всем разрешили вернуться к тебе на родину, кроме них. Руководство Грузии воспрепятствовало этому и препятствует до сих пор.

Ещё более печальная судьба постигла турок и курдов, проживавших в Армении. Мстя за организованный оттоманской армией геноцид армян в 1915 году, после российской революции армянские боевики в Карской области и других регионах начали кровавые расправы по отношению к мирным местным мусульманам, которые два поколения являлись лояльными подданными Российской империи.

Хотя турецкие историки не оспаривают факт диспропорциональных репрессий против армян, совершенных султанской армией, против которой республиканцы впоследствии сами же воевали, но считают цифры о жертвах геноцида, приводимые армянскими историками, преувеличенными. Турецкая формулировка такова: в регионе шла гражданская война.

Во времена горбачёвской перестройки в Армении и Грузии прошла новая волна страшных репрессий как против русских, так и против мусульман, о которых сегодня российские политики стыдливо помалкивают.

«Вэчэром сыды тыхо в номэре и ныкому нэ открывай двэрь». Этот мудрый совет дал в своё время администратор гостиницы моей матери, которая часто приезжала в 70-е годы в командировки в Закавказье. Из опыта недавней поездки по Закавказью я вынес, что этот совет по-прежнему актуален для русского, пребывающего в Армении или Грузии, не говоря уже о турке или азербайджанце.

Таким образом, жители Карской области, которая могла бы при СССР быть разделённой между Арменией и Грузией, должны быть благодарны судьбе и большевикам за то, что их территория отошла Турции.

В 1878-1920 годах Карс был построен в соответствии с планом, разработанным русскими архитекторами. Город произвёл на меня сильное впечатление. Строго параллельные и перпендикулярные улицы резко контрастируют с хаотичной застройкой всех прочих турецких населённых пунктов. Сохранилось множество 1- и 2- и 3-этажных домов русского архитектурного стиля, в некоторых местах целые улицы сохранили свой первозданный облик типично русского города. Характерные деревянные окна и двери тогдашнего стиля зачастую имеют возраст около столетия, но до сих пор исправно служат своим владельцам.

Некоторые из домов в отличном состоянии и там расположены правительственные учреждения. Другие, наоборот, уже долгое время покинуты жильцами, не ремонтируются, но и не сносятся, эта ситуация обычна для Турции.

Я заходил в покинутые здания, видел деревянные двери, лестницы, окна с задвижками тех времён, и у меня появлялось странное мистическое ощущение, что русские люди ушли отсюда только вчера, но стены всё ещё сохраняют их дух. Чем-то действительно колдовским веяло от обстановки в этом странном городе.

К сожалению, мы живём в век железобетона. Сегодня выгоднее снести обветшалое строение и построить на его месте новое, со всеми инженерными коммуникациями, чем реконструировать старое и зачастую маленькое строение. Многие русские дома, особенно не представляющие архитектурной ценности, были заменены уродливыми многоэтажными коробками. Впрочем, турецкие власти недавно приняли решение более бережно относиться к русскому архитектурному наследию и использовать его как приманку для западных туристов.

Рядом с музеем города стоит исторический вагон, подаренный большевиками восставшим республиканцам, в нём и был подписан договор и передаче им Карской области. Надписи на русском языке бережно реставрируются почти столетие, но, к сожалению, в русский текст вкрались с тех пор грамматические ошибки. По просьбе работников музея, я написал им свои коррективы и замечания, надеюсь, они будут учтены при очередной реставрации надписи.

Недалеко от сохранившихся русских (ныне турецких) казарм раньше располагался армейский собор Александра Невского. Вначале бесхозное из-за отсутствия прихожан здание с сохранившейся колокольней находилось в ведении стадиона, но с 1985 года его снова стали использовать как место культа, преобразовав в мечеть, а колокольню демонтировали. Колокол, изготовленный, судя по надписи, в Нижнем Новгороде, находится на почётном месте в музее, как и хорошо отреставрированные резные ворота, кресты и церковная утварь. Могу констатировать, что в Грузии и Армении с символикой и памятниками времён СССР, а также с исламскими святынями, тамошние «демократические» власти церемонились куда меньше.

В музее множество бесплатных туристских проспектов на нескольких языках, но не на русском. Служитель объяснил ситуацию:

- У нас летом бывает множество западных туристов, но русских почему-то нет. Нет спроса - нет и проспектов на русском.

В гостинице я спросил у администраторов: есть ли ещё в Карсе русские, потомки выходцев из Российской империи? Вопрос вызвал оживлённую дискуссию, в ходе которой я впервые услышал слово «молокане» - у кого-то в Карсе был друг, чья бабушка была русской.

Друг не знал по-русски ни слова, а бабушка его умерла. Однако он подсказал, где найти руководителя русских молокан Карса, который оказался мужчиной средних лет. Имя его уже звучит на турецкий манер - Ведат Акчаюз, да и внешностью он тоже похож на местных жителей - смешанные браки. Русским он не владеет, мы общались на английском, и мне было странно и грустно наблюдать результат глубокой языковой ассимиляции, на которую сегодня обречены русские, проживающие в бывших республиках СССР. Владелец небольшой туристской фирмы, он, тем не менее, энтузиаст сохранения культурного следа русских молокан в Турции и поддерживает контакты со всеми, кто считает себя в Карской области таковыми. Ведат бывал и на Ставрополье, куда в 60-е годы переселялись турецкие молокане. Я с интересом смотрел его фотографии, видеозаписи, изданный им исторический обзор, получасовой фильм о молоканах, подготовленный для показа по турецкому телевидению. Недавно он организовал в Стамбуле выставку о культуре турецких молокан.

- К 1920-му году в Карсе было приблизительно 18 тысяч русских староверов - молокан, бежавших от религиозного притеснения на окраину Российской Империи, где существовало послабление в этом отношении. Они компактно проживали в больших сёлах, разбросанных по всему региону. После присоединения Карской области к Турции, перед ними стал вопрос: оставаться или уезжать? В двадцатые годы уехало порядка 15 тысяч человек, цифра очень приблизительная. Вторая волна переселений в СССР пришлась на 1961-62 годы, ещё порядка 1500 человек. На сегодня в Карской области насчитывается лишь около 100 человек, которые называют себя молоканами. Молоканские сёла опустели, русская молодёжь в поисках лучшей доли уехала в Стамбул или Анкару.

Вероятно, ситуацию того времени можно реконструировать следующим образом. Уехать в СССР - не означало убегать за тридевять земель, граница пролегала в нескольких десятках километров, даже скот можно было перегнать. Советская Россия не только прекратила преследовать «сектантов», но и стала оказывать им поддержку, как пострадавшим от царского режима, в пику православной церкви, поддержавшей белогвардейцев.

Президент Кемаль Ататюрк не оставил камня на камне от традиционной османской политики национальной терпимости и невмешательства в национальные вопросы и повёл политику создания национального государства. Русские дети стали учиться в турецких школах, и началась языковая ассимиляция оставшихся в Турции русских молокан.

Могло ли быть сделано исключение для нескольких тысяч русских, из уважения к СССР, благодаря которому и сумела победить турецкая революция? Можно ли было вместо советской политики «наша граница на замке» открыть настежь границу для русских, чтобы они могли в воскресенье запрячь лошадь и поехать за несколько десятков километров в гости к соотечественникам? Возможно, если бы партийная номенклатура больше думала о своих людях.

Учитывая высокую рождаемость в среде староверов, сегодня число прямых потомков молокан в Турции должно составлять не менее 10 тысяч человек.

Посольства США в бывших республиках СССР формируются из тех, чьи предки когда-то приехали оттуда в поисках лучшей доли. США полагают, что важнее не то, что их попытаются перевербовать, но что они лучше сумеют адаптироваться к местной ситуации.

Еврейские банкиры, инвестируя в Россию и СНГ, ставят во главе филиалов банков местных евреев.

Огромный турецкий экспорт в Западную Европу идёт через турецкую диаспору.

Китай приравнивает этнических китайцев, подданных других стран, к своим гражданам. Китайцы Малайзии и ряда других стран Юго-Восточной Азии подмяли под себя и на благо Китая экономики этих стран, а Сингапур вообще фактически стал китайской провинцией. Пекин не проводит агитацию за возвращение китайцев на свою историческую родину, наоборот. Китайцы за рубежом регулярно приезжают на отпуск в метрополию, их дети учатся в китайских ВУЗах, чтобы затем вернуться обратно.

Проживающие в Турции молокане и их потомки, знающие язык и обстановку в стране, не стали ни нашими дипломатами там, ни торгпредами, ни руководителями русских культурных центров, ни воротилами бизнеса, ориентированными на торговлю с СССР и Россией. Их родные деревни не превратились в образцовые аграрные производства, где бы, на зависть всей Турции, внедрялись последние достижения советской сельскохозяйственной науки. Единственное, на что хватило ума у наших властей - это в начале 60-х устроить «воссоединение» и загнать драгоценные кадры русской диаспоры в Турции в сёла Ставрополья.

Оставшаяся в Турции русская молодёжь уехала из родных сёл, но не для того, чтобы преподавать турецкий язык и культуру в нашем Институте восточных языков. Из родных обустроенных домов, где прожило много поколений русских людей, они добирались в Стамбул, чтобы поселиться в гэджеконду (в переводе: лачуги, построенные за одну ночь), разгружать мешки и работать зазывалами на рынке.

Для ясного понимания ситуации, в которой оказалось оставшееся в Турции русское население Карской области, скажу о социальной структуре этой страны. В своё время в СССР взял курс на то, чтобы население имело работу в своих сёлах, в районных, или, в крайнем случае, в областных центрах. Можно спорить об эффективности многочисленных колхозных цехов, районных элеваторов, мелиоративных организаций или мелких швейных производств или дискутировать о правильности распределения ресурсов по республикам и регионам. Можно говорить, что в Чехословакии или ГДР подобная политика проводилась несравненно более эффективно. Но, как бы то ни было, СССР избежал того, чтобы половина его трудоспособной молодёжи жила в землянках, лачугах и «нахалстроях» в окрестностях Москвы и Ленинграда.

Сегодня на востоке Турции почти нет ни промышленности, ни туризма. Страшная нищета опустевших, несмотря на высокую рождаемость, сёл. В Карсе, областном центре, найти работу в харчевне при базаре - огромная удача для крестьянина.

Ведат Акчаюз задал мне вопрос:

- Если ли возможность содействовать организации русского туризма в Карс и его окрестности по следам русских поселенцев в Турции? Я предлагаю вам поехать сейчас к одному из наших молокан, в одно из бывших русских сёл, Чакмак, где в своё время они селились, это всего пять километров от Карса. Он живет в старинном русском доме, который можно отремонтировать и поселять, если это будет надо, русских туристов.

Я пообещал помочь. Для тех, кого может заинтересовать предложения Ведата, даю фото его визитной карточки.

Затем я поехал в Чакмак. Старинный крестьянский русский дом с характерной деревенской резьбой по дереву, по двору бродит с важным видом несколько индюков, лает собака.

Французов как магнитом тянет в места их былого присутствия - Индокитай, Новый Орлеан, Квебек. Англичане обожают Индию, испанцы предпочитают отдыхать в Латинской Америке. Как могло случиться, что русские туристы полностью отсутствуют в регионе, который когда-то входил в Российскую империю, где есть сегодня и курорты, и станции горнолыжного спорта?

Случайностей в подобных делах не бывает. Некая невидимая рука в России раскручивает одни туристические «бренды», например Анталью, и закручивает другие, например, Карс. Кому-то в нынешней Эрэфии очень надо, чтобы «дорогие россияне» начисто забыли, где находятся Карс, Ташкент, Холмск, Термез, Перемысль, Прешов, Белосток и другие наши города, чтобы люди даже не вспоминали, что делала там когда-то Россия и русские люди…

Александр Сивов

Исторический вагон

В 1918 году на этом месте армянские боевики устроили садистское избиение мирных турок - подданых России

Русское здание

Этот дом построен русскими в 1901 году

Русский дом в селе Чакмак

Русское здание столетие назад

То же здание теперь

Ведат Акчаюз

 

Фото автора