В России не могут даже представить себе, какую ностальгию при упоминании о Непале ощущает в Западной Европе «поколение хиппи». В конце 60-х они отвергли буржуазные ценности общества потребления и начали искать свой идеал на Востоке. Многие двинулись тогда автостопом по знаменитой «дороге хиппи», Париж – Катманду, ставшей сегодня легендой.
«Дорога хиппи» шла через Турцию, Иран, Афганистан и Пакистан в Индию и Непал, причём последний особенно пришёлся им по вкусу. На Востоке они находили всё, что искали, – зажигательные ритмы и таинственные храмы, йогов и гуру, людей «не испорченных цивилизацией» и тропические пляжи. Непал тогда являлся девственной страной, пребывающей в средневековье, до 1973 года там даже было разрешено продавать гашиш.
Позже произошли революции в Афганистане и Иране. На Восток, вслед за хиппи, стали путешествовать самолётами более осторожные и состоятельные западные обыватели, а некогда девственные места стали обрастать приличными отелями и другими атрибутами массового туризма. Картина восточного рая стала рассеиваться как утренний туман и окончательно исчезла в свете революционной войны, которую ведут сегодня в Индии маоистские партизаны, а также революции в Непале.
Революция в стране, где некогда родился Будда, в божественном месте, - каково?! Нам трудно даже понять, каким шоком это явилось для сознания западноевропейского интеллигента. Но для тамошних жителей экзотические анахронизмы зачастую являются не райским благом, каким их видели хиппи, а проклятьем, которое должно быть ликвидировано. И нет ничего удивительного в том, что часть молодой непальской интеллигенции восприняла идеологию маоизма.
Будет неправильно понимать непальскую революцию, да и любую другую, как единоразовый акт переворота. То, как сегодня маоисты входят во власть, скорее похоже на процесс заглатывания питоном добычи, которая больше него самого: процесс идёт с трудностями, остановками и проблемами. Одно дело контролировать горные сёла, другое - власть в столице: банки и уборка мусора, контроль дорожного движения и строительство, внешняя торговля и туризм… Впрочем, рядовым гражданам, не связанным ни с какой политикой, нынешние изменения в стране нравятся: «меньше стало чванливого всевластия полиции, её в Непале не любят».
В интервью, которое я брал три года назад у Дэв Гурунга (Dev Gurung), члена Центрального комитета Коммунистической партии Непала (маоистской), CPN (M), он, в частности, сказал мне:
- Ситуация в Непале сложная, идёт закулисная и конспиративная деятельность, монархические силы ведут закулисную деятельность. Администрация Буша проводит провокации против плюрализма и оказывает помощь монархистам. Некоторые индуистские фундаменталисты, связанные с феодальной системой и королём, также хотели бы восстановления монархической системы. Не исключена и империалистическая интервенция.
Наша страна является полуколониальной, но мы хотим стать суверенным государством, Новым Непалом, и преобразовать нашу экономику в социалистическую.
Мы хотим социалистической революции в её новой, демократической форме. Мы рассматриваем российскую революцию 1917 г. и китайскую 1949 г. как модели, но не копируем их, а стремимся к революции нового времени, к Народной демократии. В нашей специфической ситуации мы ищем новые пути, новые решения, новые установки.
Сегодня, в условиях однополярной империалистической системы, нельзя ориентироваться на российскую или китайскую модель. Кроме того, последняя была связана с личностью Мао, с его линией. Наша революция нам видится не как российская, китайская, вьетнамская, камбоджийская, лаосская и иная, но как ответ на нашу ситуацию, с учётом наших условий.
Маоисты выиграли выборы в апреле 2008 года, набрав 220 мест в парламенте из 575. Лидер партии Пушпа Камал Дахал (он же «товарищ Прачанда») 12 августа 2008 года был избран премьер-министром. Он ушел в отставку с этого поста в мае 2009 года из-за отказа главнокомандующего армии взять, в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями, часть бывших маоистских партизан в состав регулярной армии. В результате закулисных парламентских интриг новым премьер-министром страны стал Мадхав Кумар Непал, которого лукавые западные информационные агентства обозвали «левоцентристом». Зная не понаслышке о политическом раскладе в Непале, я решил навести о нём справки в англоязычном Интернете. «Левоцентрист» оказался Генеральным секретарём Коммунистической партии Непала (марксистко-ленинской), третьей по влиянию партии страны, после маоистов и Непальского национального конгресса. Несмотря на внушающее уважение его политическое прошлое, включая деятельность в коммунистическом подполье, попытка вытолкнуть маоистов - главную политическую партию страны - из процесса принятия решений выглядела неприглядной.
День 28 мая 2010 г. явился крайним сроком, когда должна была быть написана первая демократическая конституцию Непала, но ничего не было готово. Партии, поддержавшие кандидатуру нового премьера, завязли в междоусобных склоках и интригах. Маоисты ушли в оппозицию и почти год безуспешно требовали отставки премьер-министра.
1 мая 2010 года маоисты организовали крупнейшую мобилизацию народа в истории Непала. В столицу по их призыву прибыли сотни тысяч сельских жителей, многие из которых видели город в первый раз. Со всех провинций в Катманду приехало множество битком набитых автобусов с протестующими, люди ехали даже на крышах. Нормальная жизнь в городе полностью остановилась.
Была объявлена всеобщая забастовка, которую в Южной Азии называют «бандха». Сторонники маоистов закрыли свои магазины, также закрылись и школы. Остановился транспорт, легковые автомобили и мотоциклы остались на обочине дороги. Серп и молот гордо плыли по Катманду. Никакая партия, ни одна другая сила в Непале никогда не были в состоянии сделать что-либо подобное.
2 мая главные перекрестки в столице были заблокированы. Множество певцов, танцевальных и музыкальных ансамблей выступали в течение всего дня, а люди сидели, скрестив ноги, на прилегающих улицах. Каждый из этих 18 центров назывался «баррикадой», хотя в качестве барьеров там были только толпы возбужденных зрителей. Таким образом, упор был сделан на улицы, где толпы танцевали и праздновали 1 Мая, а не на политическую напряженность и уличные бои.
С 3 мая живая цепь длиной 28 км двойным кольцом окружила город вдоль кольцевой дороги. Во многих местах жгли чучела «марионеточного правительства». Толпа кричала: «Лал Салам!» (Красный Привет). Улыбки, гордо поднятые вверх кулаки.
Связь маоистов с народными массами была очевидна, и Прачандра был их бесспорным лидером. Даже второстепенные лидеры маоистов вызывали на улице большее уважение, чем члены правительства.
Хотя противостоящие маоистам партии предрекали хаос и беспорядки, несмотря на ряд провокаций, они сдержали свое обещание провести акции без оружия и насилия. В частности, сотни антимаоистских активистов в районе Сунхара напали на маоистов с криками «голову Прачанды - в петлю». Маоисты ответили тем, что включили громче звук музыки и призвали людей танцевать, а не отвечать на провокации.
Тактика, называемая Жанаандолан (Народное движение) выдвинула на первый план танец, а не сражение. Выступали танцевальные коллективы, певцы с популярными балладами. Кроме того, они призывали молодёжь самим выступать на импровизированных сценах.
Сванаам, руководитель маоистов по идеологической работе, заявил:
Мы делаем революцию в песне и танце, и это новый тип революции, мы не собирается предпринимать что-либо против противников только потому, что они с нами не согласны.
Рун, лидер комсомольцев, рассказал корреспондентам о «боевиках»:
- Они бросали камни в столовой протестующих, расположившихся в конференц-центре города, били их палками. Когда комсомольцы дали им отпор, полиция ответила слезоточивым газом. Десятки людей собрались вдоль тротуаров, чтобы промыть глаза, покрасневшие от слезоточивого газа, многие намазали лица зубной пастой, чтобы охладить ожог.
В течение нескольких дней противостояние в столице нарастало. Вечером 7 мая Прачандра выступил по телевидению, чтобы объявить о приостановке забастовки.
Мадуши, студенческий лидер университета, сказал по этому поводу:
- Это шаг назад, два шага вперед. Во время Народной войны мы два раза заключали соглашения о прекращении огня. Сейчас у нас новый тактический момент. Наша цель - социализм, и она постоянна. Так обстоит дело и с выборами, и с Народной войной, и с всеобщей забастовкой, мы меняем свою тактику в соответствии с нашими целями.
По окончании недельной забастовки маоисты провели заключительный митинг. Актеры и музыканты развлекали людей на сцене до прибытия последней группы людей, затем выступил сам Прачандра. Он, в частности, сказал:
- Мы вошли в историю с самой спокойной забастовкой в истории Непала. Мы почувствовали настоятельную необходимость, в качестве самой крупной партии, проявить внимание к судьбе народа. Некоторые товарищи, которые поддержали нас, стали получать ранения. Рабочие начали страдать. И мы призываем прекратить забастовку на данный момент. Сейчас мяч находится у правительства, мы дадим ответный пас только после того, как он к нам вернётся.
Слова Прачандры явственно перекликались с известным высказыванием Ленина о 1905 годе как «генеральной репетиции» окончательного взятия власти в 1917 году.
Как сообщило 28 мая агентство Associated Press, нынешний премьер-министр Непала Пушпа Камал Дахал согласился, наконец, уйти в отставку. Три основные непальские политические партии договорились действовать сообща для предотвращения политического кризиса. Планируется формирование правительства национального доверия, и парламент в течение года должен завершить поставленные перед ним задачи.
Таким образом, «танцующая и поющая» забастовка в Непале достигла своих целей.
До недавних пор события в Непале, одной из отсталых стран мира, не воспринимались Западом как прямая угроза. Но под впечатлением успехов непальских маоистов активизировалась их индийские товарищи, которые уже сорок лет с переменным успехом ведут партизанские операции. Сегодня в Индии образовался так называемый «революционный коридор», появились «освобождённые территории», а число партизан оценивается в десятки тысяч. Коммунистическая революция в Индии, тем более в её маоисткой форме, обещает ещё больший шок для менталитета европейских интеллигентов.
Александр Сивов
Прачандра на митинге
Шествие маоистов
Штаб маоистов в Катманду
Митинг перед забастовкой транспортников
Армия бессильна перед "Танцующей революцией"
Активность маоистских партизан в Индии