Не смущайтесь названием, автор вовсе не собирается отправляться в эстонскую столицу, чтобы проверять крепость головы об омоновские палки или булыжники в руках националистов. Мне лишь интересно, скоро ли сценарий, разыгрывающийся на прибалтийских улицах, повторится в России.
Удивительно, насколько стремительно культурный вопрос между двумя соседними государствами стал смыслоопределяющей темой внутренней политики одного из них. Речь идет о России. Парадоксально, но история с переносом памятника воина-освободителя – сегодня важнейший вопрос именно российской внутренней политики, и от того, как наша страна проявит себя в нем, будет зависеть наш завтрашний день. Эстонцы же давно определились и четко, правда, несколько кособоко, движутся к своей цели.
События вокруг памятника еще только развиваются, но некоторые выводы и прогнозы можно сделать уже сейчас. Во-первых, в очередной раз приходится убедиться, насколько глубоко сидит в политиках и гражданах стран бывшего СССР советская закваска. В категорическом противостоянии российских и эстонских чиновников проявляется баранья упертость совковых аппаратчиков или партийных бонз. Очевидно, что весь этот сырборный вопрос можно было вполне себе культурно решить волевой инициативой одной из сторон. Так, что и не подкопаешься (прошу простить за каламбур).
Эстонским политикам достаточно было не начинать перенос памятника (если он все же по какой-то причине необходим) накануне 9 мая, не говорить публично той дичи, что была сказана, обставить перезахоронение, если не помпезно, то мало-мальски пристойно, и т.д. Нашим властям можно бы было гордо вывести останки героев обратно на Родину или за любые деньги выкупить землю в окрестностях Таллина, чтобы отстроить там такой мавзолей, от которого бы вспотел завистливый Ильич. Можно было бы сделать многое, что не было сделано, не делать того, что натворили. На деле, все получилось даже не как всегда, а много хуже.
Маловероятно, что происходящие сейчас в Таллине волнения подорвут основы эстонской государственности. Если Кремль решится на такую аферу, ему это здорово аукнется от всего мирового сообщества (эмбарго, знаете ли, универсальный инструмент давления). Но вот положение во всей Прибалтике русского населения, которое, кажется, и так не идеально, испортиться в итоге может. Но речь сейчас даже не об этом.
Что мы сегодня имеем? - Гражданское выступление по проблеме оценки исторической памяти и наследия переросло в массовые беспорядки и дебош, с мародерством и летальными жертвами. Почему это событие внутрироссийской политики? - Да потому что на нем очень наглядно просматриваются процессы, определяющие сегодня жизнь нашего общества, а также тенденции, формирующие его завтрашний день. Дело даже не в том, что Россия стала истерично навязывать западному соседу условия, как если бы он был ее сатрапией или по крайней мере сателлитом.
Наиболее тревожно то, что Россия окончательно переняла манеру поведения арабских стран, оправдывающих беспорядки, устраиваемые в местах эмиграции их выходцами. А то, что Кремль если не санкционировал, то одобрил все эти волнения, совершенно несомненно. Странно, что еще никто не заметил, насколько история с переносом памятника напоминает известный скандал из-за карикатур на пророка Мухаммада. И там, и там вполне ординарная для секулярного демократического общества процедура под эгидой противодействия глумлению над святыней породила из себя гражданские катаклизмы.
Очевидно, что аппарат президента пытается сегодня использовать эту ситуацию максимально выгодно для себя: кремлевские корреспонденты описывают таллинские события цитатами западных и оппозиционных СМИ о Маршах несогласных. «ОМОН применил неоправданно жестокие действия, пострадавшим не оказывалась помощь, вязали женщин, стариков и прохожих и т.д.» Хотя на записях, выложенных в Интернете, отлично видно, что первый вечер (до начала погромных действий) эстонские полицейские вполне корректно ведут себя со взволнованной толпой и что их действия ни в какое сравнение не идут с поведением ОМОНа на русских оппозиционных Маршах. Да и град камней, которым осыпают полицию в Эстонии весьма отличается от обвинений, которые летят в адрес милиции в России.
Разыгрывается элементарная вилка: теперь любая жалоба на действия российских властей в столкновениях с оппозицией будет получать ответ: а чего вы хотели? Вон в вашей прозападной Эстонии и не за такое народ подавляли. А замечания, что полиция действовала куда спокойнее и гуманнее, будут парироваться ответом: ну так они и получили бунт и мародерства! Нельзя вас из тисков выпускать!
Скандирование на улицах эстонской столицы лозунга "Россия!" выглядит так, как если бы американские сторонники вывода войск из Ирака явились к Белому Дому с именем Фиделя Кастро на устах. Удивительно, как это еще не высказался в поддержку позиции России батька всея Белоруси. Только его голоса не хватает для полной картины. И, помяните мое слово, на следующем же Марше несогласных в толпе демонстрантов провокационно появится эстонский флаг, чтобы окончательно дискредитировать оппозиционеров в глазах «сознательных граждан».
Повторюсь: весьма настораживает факт, что российская власть в настоящий момент оправдывает уличные беспорядки и столкновения (неважно, во имя каких идеалов они проводятся). Более того, в репортажах и оценках событий кремлевских СМИ звучат очевидные наводки на следующие цели, возможных публичных жертв. Это заставляет предположить, что и у нас во имя сохранения «конституционного порядка» может прозвучать с телеэкранов команда «фас», развязывающая руки уличной шантропе. Нет, конечно, не только выходцы из России грабят под шумок эстонские магазины. Шпана космополитична в своей жадности. Вот только в России имеется куда больший простор для ее разгула: это и магазины южан, и места предположительного сбора «голубых», и просто всякое заведение с вывеской на английском языке или с иностранным словом. Готов Кремль допустить Хрустальную ночь, чтобы оправдать и упрочить свою полицейскую политику? Позиция идеологов от власти сегодня свидетельствует, что да.
В том виде, в котором подается у нас история останков советских солдат, она может будоражить только простейшие низменные чувства. Любовь к отеческим гробам принимает здесь форму какой-то первобытной некрофилии и поклонения предкам. Разум отключен полностью: чего стоит, например, совершенно нелепый бойкот эстонских товаров сетью московских магазинов! Пресс-секретари этих сетей забыли, правда, сообщить, из чьего кармана будут покрываться финансовые потери от нераспроданного товара. Интересно будет сравнить с нынешними цены на сыры и консервы в этих местах через неделю. А инициатива Миронова о прекращении с Эстонией дипломатических отношений и того нелепее: как верно заметил один аналитик, в Россию из Эстонии приезжают в основном русские, эстонцы предпочитают для работы и отдыха страны Западной Европы. Поэтому подобные меры ударят в первую очередь по российским гражданам, а вовсе не по прибалтам.
Очевидно, что в глазах эстонцев Россия ведет себя, как алкоголик-отчим, ломящийся в квартиру к повзрослевшей и начавшей жить самостоятельно падчерице, требуя показать, как она обращается с дедовскими орденами. Попутно он еще и дает оценку всем ее ухажерам. Сложно признать, что это достойный образ, страшно предположить, что на улицах Таллина российские молодежные лидеры проходят сейчас школу организации уличных столкновений. Действительно, внезапная эскалация этого конфликта здорово смахивает на обкатку технологий, способных быть запущенными на другой, более обширной территории. Кстати, в Интернете комиссары пропутинского движения «НАШИ» выступили с однозначной поддержкой и оправданием любых мер защиты «памятника раздора», включая нападение на эстонское консульство в Москве.
Надо заметить, что сами по себе гражданские манифестации, блокирование улиц, мелкие стычки с полицией – вещь малоопасная, встречающаяся на Западе сплошь и рядом. В данном случае смертельно настораживает факт массового погрома и мародерства, участие в волнениях детей, а также молчание организаторов движения защиты памятника относительно разгула следующих за их акциями бесчинств.
В древности римляне на территории завоеванных стран прокладывали дороги и устанавливали верстовые столбы. Помимо прикладного, эти столбы имели и политическое значение: на них присутствовали имперские символы, имя императора, а расстояние они отсчитывали от римского форума. Разрушение столбов местным населением считалось преступлением против Рима. Так уж случилось, что жителями многих европейских стран могилы и памятники наших солдат воспринимаются именно такими верстовыми столбами, отмечающими путь продвижения имперской армии. К сожалению, наше общество, поддаваясь на провокацию правительства, делает сейчас все, чтобы усилить и обострить это ощущение.
И не надо упрекать меня в недостатке патриотизма. Пусть горе-вояки вспомнят, в каком состоянии находятся могилы их родных дедов и прадедов, и давно ли они их навещали. А если там все в порядке, советую обратить внимание на то, что творится с братскими могилами и монументами ВОВ в самой России. Так, например, в окрестностях Питера практически демонтирован форт «Красная горка», его территорию продают под коммерческую застройку. И этот пример вовсе не рядовой.
Помимо горячей любви к гробам, нам сегодня необходимо воспитывать в себе гражданскую ответственность и самоуважение, которые могут появиться только в условиях правовой оценки событий, происходящих в России и за рубежом. И категорически осуждать любые противоправные действия, ограничивающие свободу и право собственности граждан, как за рубежом, так и в России.
Пока же мы находимся в плену идеологического дурмана и видим только то, что хотим видеть. Придумал премьер-министр Андрус Ансип русских пьяниц и мародеров, обиравших Эстонию, получил пьяниц и мародеров на своих улицах. Придумали мы байку про фашизм эстонского правительства, того и гляди, бравые поцриоты начнут маршировать по улицам российских городов.
И начнется у нас дол-л-лгий Тал-л-лин...
ОТЛИЧИЯ ЭСТОНСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОТ МАРШЕЙ НЕСОГЛАСНЫХ В РОССИИ.
Все Марши несогласных планируются заранее, имеют публичных организаторов, носят мирный характер.
Выступления защитников памятника стихийные, неконтролируемые, предельно агрессивные.
Вопросы, поднимаемые на Маршах, касаются внутренней политики России, не противоречат нормам ее конституции.
Вопрос отношения к культурному наследию перерос в Эстонии в беспорядки, проходящие под антиконституционными лозунгами.
В России, пострадавшие на Марше, стали жертвами действий ОМОНа.
В Эстонии гражданин России погиб в поножовщине, устроенной внутри толпы демонстрантов.
В России действия ОМОНа на Маршах окружены молчанием: толпу не пытаются организовать, ей не говорят, что нужно делать.
В Эстонии действия полиции непрерывно комментируются через мегафон, людей предупреждают, как они должны себя вести, чтобы не пострадать.
В России власти не пытаются вступить в диалог с митингующими, связаться с руководителями мероприятия.
В Эстонии мэр Таллина Эдгар Сависаар сразу приехал на место событий, чтобы проконтролировать их ход и избежать обострения.
В России выступления оппозиции окружены информационной блокадой
В Эстонии по государственным каналам передают подробные сводки с места событий, в которых возможность высказаться